Увлечения и хобби для мужчин и женщин. Парашютный спорт. Виды и снаряжение. Правила и прыжки Эта разновидность доступна тем, кто занимается парашютизмом профессионально, в нее входит несколько дисциплин

Одним из наиболее экстремальных и захватывающих видов спорта можно с уверенностью считать парашютный. Данный вид спортивных увлечений является авиационным, так как для того чтобы выполнить свободное падение необходим самолет, аэростат или другие летательные аппараты, а также, конечно, парашют.

За время нахождения спортсмена в воздухе его задача состоит в выполнении комплекса движений в зависимости от требований жюри и успешном приземлении. Отделяясь от самолета, парашютист падает со скоростью около двухсот км/ч., поэтому для выполнения того или иного задания он задействует руки и ноги, а также другие части тела.Существует несколько его видов:

    • Выполнение прыжка с приземлением в определенную точку .Прыжок с парашютом осуществляется с целью приземления в приделы заранее описанной территории на земле. Ее площадь составляет сто метров. В шестидесятые годы двадцатого столетия, когда специально разработанных для данного вида маневра парашютов не было, допускались отклонения от заданной цели, которые составляли около ста метров от обозначенной территории. На сегодняшний день они исключены, так как экипировка парашютиста позволяет осуществить приземление на высшем уровне. В данном виде парашютных прыжков основное значение имеют навыки спортсмена в управлении куполом.
    • Выполнение индивидуальной акробатики .
      Здесь акцент поставлен на способность спортсмена контролировать движения своего тела в процессе полета, то есть выполнять трюки в воздушном пространстве. Например: спираль, вращение в виде сальто и так далее. Данный вид прыжков составлял основу задач, которые ставились на соревнованиях.
    • Выполнение прыжка с парашютом с последующим забегом на заранее установленную дистанцию на лыжах .Задача спортсменов состоит в том, чтобы как можно точнее выполнить прыжок с парашютом в определенную точку и как можно скорее преодолеть заданную дистанцию на земле с помощью лыж.

Кроме вышеописанных видов парашютного спорта существует еще Бейс. Это прыжки с парашютом, где летательные аппараты не задействованы. Их заменили статическими объектами, то есть небоскребами или высокими мостами. Это неофициальный и незаконный вид спорта, являющийся больше психологическим.

Немного о парашютном спорте. Дисциплины, разновидности. Личный опыт. (10+)

Парашютный спорт

Парашютным спортом принято называть вид авиационного спорта или спортивную дисциплину, где человек с парашютом отделяется от летательного аппарата (аэростата, самолёта и др.) и в свободном падении в воздухе, в падении или планировании под куполом парашюта выполняет некоторые специальные движения (допустим, комплекс акробатических фигур) с последующим приземлением. Спортсмену для того, чтобы успешно приземлиться нужен парашют. Следует отметить, что парашютист в свободном падении находится очень мало времени. Всего 60 секунд приходится на прыжок с высоты в 4 тысячи метров. В среднем скорость падения парашютиста составляет 50-60 м/сек (или же 180-200 км/ч). С помощью подобной скорости парашютист запросто может свободно продвигаться в воздухе, в качестве "руля" используя определённые части собственного тела (ноги, руки и др.).

Но даже не смотря на свой статус экстремального вида - парашютный спорт в последние годы успел превратиться в один из типов проведения активного отдыха.

Разновидности спорта с парашютом

Если спортсмен занимается парашютным спортом, то от него потребуется определённые навыки и умения по осуществлению свободного падения с применением разных акробатических элементов. Ему нужно контролировать снижение и уметь точно и плавно приземляться. Давно в прошлое ушли времена, в которые вес экипировки парашюта составлял 18 кг, а максимальная высота прыжка была 800 метров, когда для того, чтобы совершить прыжки необходимо было проходить неделями обучение и обязательно иметь отличную физическую подготовку. Благодаря использованию современных материалов и технологий парашютный спорт становится всё более доступным, массовым и разнообразнее. В современном мире принято выделять 2 направления: пилотирование парашюта и свободное падение.

Свободное падение

В парашютном спорте свободное падение представляется ниже приведёнными дисциплинами:

  • Групповая акробатика или Relative Work (RW) . Данный вид является выполнением спортсменами разных фигур и перестроений в горизонтальной плоскости во время свободного падения. Для того, чтобы "построить" заранее подготовленную формацию, образуется несколькими парашютистами определённая база. В установленной последовательности к ней подлетают флоатеры (другие парашютисты), при этом образуя из своих тел разные фигуры.
  • Индивидуальная акробатика . В этом варианте парашютист выполняет на время определённые движения. Здесь от спортсмена потребуется совершенное владение своим телом, ведь находясь в свободном падении он должен выполнять вращения, сальто, спирали. В соревновании по классическому парашютизму в обязательные элементы входит выполнение определённых моментов индивидуальной акробатики.
  • Фристайл или FreeStyle . Парашютист в течение минуты совершает свободное падение, а это даёт самые неограниченные возможности для того, чтобы воплотить самые неожиданные идеи и выполнить самые сложные движения. Спортсмены в этом виде парашютного спорта демонстрируют всю свою координацию движений: пластику, грацию, изящность.
  • Фрифлай или FreeFly (vRW, vertical RW) . Данный вид не так давно появился, но он динамично развивается и является самым зрелищным направлением в парашютном спорте. Здесь команда из 2-х парашютистов делает разные акробатические фигуры, используя разнообразные вертикальные положения собственного тела: головой вниз, стоя, сидя. Именно поэтому их скорость падения намного больше, она порой достигает от 250 до 300 км/ч. Следует отметить, что все это снимает на камеры специальный парашютист-оператор, летящий рядом.
  • Скайсерфинг . Здесь парашютист в воздухе со специальной лыжней выполняет разные фигуры. По записи оператора, прыгающего вместе со спортсменом, судьи оценивают сам прыжок, именно поэтому для окончательного результата большое значение имеет синхронная работа парашютиста и оператора, а также их отличное взаимодействие. Следует отметить, что на соревнованиях есть обязательная и произвольная программа. Довольно сильно аэродинамика парашютиста на доске различается со стандартными прыжками с парашюта, именно поэтому для того, чтобы участвовать в подобных соревнованиях спортсмен должен иметь большой опыт, а также годы тренировок. Наибольшее число соревнований на сегодняшний день проводится именно в данном виде парашютного спорта.

Пилотирование купола

В парашютном спорте пилотирование купола имеет особую роль в таких направлениях, как:

  • Купольная акробатика (CreW, CRW, canopyRW) . Спортсмены в этом виде парашютного спорта в небе выстраиваются различные фигуры, выполняя перестроения уже с раскрытым парашютом. Парашютист при этом должен отлично владеть техникой отделения/состыковки от других спортсменов, большим опытом и высоким индивидуальным мастерством. А вот сами соревнования имеют несколько вариаций:
    • 8-way построение . В этом случае команда из 8 человек строит фигуру, которая задана судьями, за минимальное время.
    • 4-way перестроение . Фигуры для построения в этом случае будут выбираться заранее жребием, задаются они команде из 4-х человек, выполнить же условия необходимо за 30 секунд.
    • 4-way ротации . Команде, состоящей из 4-х человек даётся 30 секунд для того, чтобы построить максимальное число произвольных фигур.
    Следует отметить, что все это фиксирует специальный видеооператор, а судьи выставляют оценки уже на основе записи.
  • Скоростное приземление или swoop . В этом виде парашютного спорта главной целью спортсмена является то, что ему до момента приземления ему нужно сделать максимально длительный горизонтальный пролёт вдоль земли на самой большой скорости. Кстати, при подходе к земле скорость может доходить до 100 км/ч, при этом высота бывает и менее 1 метра. Данный вид парашютизма считается самым опасным, а травмы спортсменов происходят почти на любых соревнованиях.
  • Приземление на точность или precision canopy . Этот вид парашютного спорта считается самым "пожилым". Его суть состоит в том, что спортсмен должен наиболее максимально приземлиться в место, которое отмечено заранее. Причём если ранее (около 60 лет назад) считалось, что 80 метров погрешности при попадании в круг-мишень на 100 метров - это хороший результат, то на сегодняшний день парашютист должен попасть в небольшой специально-установленный электрический датчик-"мишень".

А вот что касается России, то в парашютном спорте здесь большинство соревнований проводится по индивидуальной акробатике или же на точность приземления.

Безопасность парашютного спорта

Основой безопасности парашютного спорта, как и любого другого экстремального вида, является чёткое следование установленным правилам, а также контроль за исполнением всех этапов: подготовка оборудования, затем укладка парашюта и сам прыжок. Система строгих норм и правил была выработана за годы развития парашютизма, причём они обязательны для того, чтобы обеспечить безопасность каждого спортсмена. Сюда входят: правила по укладке парашюта, его лабораторные регулярные проверки, установленные нормы по своевременной просушке, условия хранения и переукладка.

Становится ясно, что парашютный спорт требует от спортсменов определённых навыков, а также уровня подготовки. Только знания, а также умения их использовать, помогут людям, занимающимся парашютным спортом, принять правильное решение в критической ситуации. Поэтому настолько важно досконально знать устройство парашюта, то, как он ведёт себя в разных условиях. Необходимо уметь правильно действовать при возникновении разнообразных ситуаций в воздухе. Обучится всему этому можно на теоретических занятиях, после чего на практике отработать полученные знания до автоматизма.

Помимо всего этого человеку, занимающемуся парашютным спортом, следует иметь психологически-устойчивое состояние, твёрдое желание заниматься парашютным спортом и хороший уровень самодисциплины. Прыжок с высоты в 4 тысячи метров длится одну минуту, поэтому парашютисту необходимо за это время не потерять концентрацию, вовремя справившись с ненужными страхами. Но если перед прыжком у человека появляются какие-то сомнения, то лучше всего первый раз перенести на более лучшее и удачное для этого время.

Все дисциплины парашютного спорта связаны либо с работой в свободном падении, либо с работой под куполом парашюта.

Скорость тела в свободном падении в среднем составляет 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. При прыжке с 4000 метров в свободном падении парашютист находится всего 60 секунд.

Классический парашютизм – индивидуальное двоеборье: точность приземления под куполом в цель размером 2 сантиметра и индивидуальный комплекс фигур в свободном падении. Парашютисты соревнуются во времени и точности выполнения комплекса. Классика - консервативный вид спорта. Не претерпевает серьезных изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта наиболее развит в странах, входивших в СССР и бывшего социалистического лагеря.

Групповая акробатика (ГА) – самый массовый вид в парашютизме. Групповая акробатика одна из самых захватывающих и эмоциональных дисциплин. Она требует предельной концентрации и слаженных действий от каждого члена команды. Спортсмены соревнуются в количестве «построенных» фигур в горизонтальной плоскости за определенное время в командах из 2-х, 4-х, 6-и, 8-ми и 10-ти спортсменов. Кроме того, группы парашютистов строят в воздухе фигуры - «Большие формации». Рекорд мира в данный момент составляет формация, собранная из 400 человек, собранная в 2006 году в Тайланде, рекорд России – формация из 201 человека, собранная в 2011 году в Коломне (Московская область).

Купольная акробатика – парашютисты соревнуются в построении и перестроении фигур из куполов. Соревнования происходят в командах из 2-х, 4-х и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА, в купольной акробатике строятся рекордные формации. Весьма опасная, но в то же время одна из самых зрелищных дисциплин в парашютизме.

Фрифлай, фристайл – молодой вид парашютизма. Спортсмены соревнуются в выполнении различных фигур в свободном падении во всех плоскостях. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора. Каждое движение выполняется в свободном падении с опорой только о воздух, что дает буквально безграничные возможности. Во время падения спортсмен выполняет сложнокоординированные движения, вращения в произвольных плоскостях и осях, в самых разнообразных позах.

Скайсерфинг – спортсмен прыгает с монолыжей, выполняя комплекс вращений. Ведь воздушный поток схож с потоком воды, так почему бы не воспользоваться чем-то похожим на доску для сёрфинга? Этот вид парашютного спорта требует очень точной координации движений и хорошо тренированного вестибулярного аппарата.

Свуп – пилотирование высокоскоростных куполов по упражнениям: скорость, точность и дальность. Это самая молодая, зрелищная и, наверное, самая экстремальная из всех дисциплин парашютного спорта, не прощающая ошибок. Пилот парашюта работает у самой земли. Свуп можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа на малой высоте и очень высокой скорости. Скорость парашютиста при подходе к земле часто превышает 100 км/ч.

Видеосъемка – в каждой команде есть абсолютно незаменимый участник, без которого любоваться выступлениями было бы невозможно. Это воздушный оператор. Он отвечает за результат команды, так как судьи увидят только то, что видела камера. Видеооператор должен уметь точно перемещаться в свободном падении, иметь наличие художественного вкуса и знать аппаратуру, с которой работает.


Основной целью этапа начальной подготовки парашютистов является допуск к самостоятельным прыжкам. Для этого парашютист должен уметь раскрывать парашют на нужной высоте в правильном положении тела, управлять парашютом и приземляться в нужном месте. Эта цель достигается через получение специальных знаний (теоретическая подготовка) и освоение специальных навыков (практическая подготовка).

Особенностью прогрессивной программы является индивидуальная работа инструктора с каждым начинающим парашютистом. Все прыжки выполняются с высоты 4000 метров, время свободного падения – 50-55 секунд. Присутствие инструктора позволяет своевременно корректировать действия начинающего парашютиста на всех этапах прыжка – при подготовке на земле, в воздухе, при приземлении и существенно снизить психологическую нагрузку.

Программа разделена на две части – «Базовый курс» и «Совершенствование полученных навыков».

Базовый курс состоит из 7 «уровней» – ступеней в освоении навыков и упражнений и делится на два этапа: «Основные навыки» и «Маневрирование». Критерием перехода на следующий уровень является выполнение задач уровня (см. раздел «Содержание и порядок выполнения прыжков»). Количество выполненных прыжков не влияет на допуск к прыжкам следующего уровня, только выполнение задач является условием перехода на следующий уровень.

Этап «Основные навыки » включает в себя нулевой (тандем) 1, 2, 3-й уровни. В тандем-прыжке нулевого уровня парашютист выполняет задание в свободном падении и знакомится с азами управления парашюта типа крыло. Прыжки 1, 2, 3 уровней выполняются с двумя инструкторами и студент осваивает контролируемое отделение, стабильное свободное падение, контроль высоты и положения тела, раскрытие парашюта, управляемое приземление.

Этап «Маневрирование» состоит из четырех уровней (4, 5, 6, 7-й), которые предназначены для освоения студентом навыков маневрирования в свободном падении и умения восстановиться из беспорядочного падения и нестабильного положения. При прохождении каждого из этих уровней студент выполняет контролируемые развороты в воздухе, передние и задние сальто, демонстрирует умение перемещаться в свободном падении в нужном направлении и выполнять «разбежку» (движение вперед). Совершенствуются управление парашютом и умение приземляться в заданный район.

Перед каждым прыжком любого уровня студент повторяет и отрабатывает действия парашютиста при возникновении аварийных ситуаций, изучает меры безопасности, умение ориентироваться в воздухе при прыжках с другими парашютистами, составляет план прыжка по работе под куполом (к конкретным погодным условиям).

После окончания базового курса программы AFF студент должен:

Уметь полностью самостоятельно подготовить снаряжение к прыжку;

Знать и соблюдать меры безопасности при выполнении прыжков;

Иметь навыки стабильного свободного падения;

Уметь составить план работы под куполом и приземляться в заданном районе.

Совершенствование полученных навыков. Обучение укладке основного парашюта. Лицензирование. После окончания семи уровней Базового курса начинающий парашютист выполняет прыжки по разделу совершенствования личных навыков – четыре прыжка самостоятельных, четыре прыжка с инструктором. (AFF 8-1 / AFF 8-2)

На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершая прыжки в одиночку и с инструктором, знакомится с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления.

Парашютист проходит базовое обучение укладке основного парашюта.

По завершении этой части обучения парашютист получает свою первую лицензию категории «А» и может прыгать дальше, совершенствуясь в избранной дисциплине парашютного спорта.

Прыжки на точность приземления (Accuracy landing) - парашютные прыжки, где спортсмен при приземлении должен показать на специальном датчике минимальное отклонение от нулевой отметки диаметром 2 см в серии прыжков.

Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение - 0 сантиметров. Прыжки на точность выполняются на специальных парашютных системах типа «крыло», имеющих высокую степень устойчивости и управляемости в различных режимах снижения, одиночно и группами — как правило, с высот от 900 до 1200 м.

Индивидуальная акробатика (Style) - выполнение комплекса из 6 фигур (четыре спирали и два сальто) в воздухе в свободном падении.

Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления.

Если точность приземления - это умение управлять куполом, то акробатика - умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости - выполнение спиралей, в вертикальной плоскости - вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.

Впоследствии упражнения на точность приземления и индивидуальную акробатику объединили в двоеборье и получили название «классический парашютизм» .

Групповая акробатика (Relative work) - построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов в положении лежа на животе.

Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики «классический», - когда количество парашютистов в команде - 2, 4 или 8. Соответственно команды называются «двойки», «четверки» и «восьмерки». Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Оператор должен заснять весь комплекс фигур и предоставить видео судьям. Второй вариант групповой акробатики - построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.


Вертикальная групповая акробатика (Vertical relative work/ Vertical formation skydiving) - построение максимального количества фигур в воздухе в положении вниз головой, сидя и стоя. Команда состоит из четырех человек + оператор, который должен снять комплекс фигур и предоставить видео судьям на земле.


Купольная акробатика (Canopy formation/ canopy relative work) - построение формаций парашютистами под куполом.

Соревнования проводятся в командах из 2-ух, 4-ех и 8-ми спортсменов. Спортсмены сходятся и выстраивают этажерки из куполов, образуя фигуры, делая перестроения на время. Весьма опасный вид, но в то же время и зрелищный.


Пара-Ски (Para-ski) - двоеборье, состоящее из прыжков на точность приземления и скоростного спуска на лыжах.

Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления, а затем совершают скоростной спуск на лыжах. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.


Фристайл (FreeStyle) - выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом.

Команда по фристайлу состоит из перформера и оператора. Перформер в свободном падении выполняет различные элементы, напоминающие акробатику и гимнастику. Оператор должен заснять всю программу перформера и предоставить запись прыжка судьям сразу после приземления. Для тренировок по фристайлу чаще всего используют полеты в аэродинамических трубах, так как в свободном падении недостаточно времени для отработки сложных элементов этой дисциплины.


Фрифлай (FreeFly) - выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур в положении вниз головой, сидя или стоя.

Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта.

Фрифлай - командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их видеооператора. Этот вид спорта - интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие оператора и команды.

Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём. Для тренировок также часто используется аэродинамическая труба.


Купольное пилотирование или Свуп (Canopy poiloting/Swoop) - парашютные прыжки с длинным и очень быстрым пролетом над землей при приземлении.

С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде - и по точности.


Бейс (B.A.S.E.) - парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. - в переводе на русский сокращение слов: «высокие дома и небоскребы», «антенны и вышки», «высокие мосты», «скалы». Этот вид спорта - больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.


Вингсьют (Wingsuit) - прыжки осуществляются при помощи специального костюма, в котором можно развивать горизонтальную скорость в свободном падении до 250 км/ч, при этом вертикальная скорость сравнительно небольшая - 80-100 км/ч.

Многие бейсеры активно используют Вингсьют для совершения своих прыжков с малых высот для увеличения времени свободного падения и более безопасного удаления от препятствий перед раскрытием парашюта.


Спидфлаинг (Speed skydiving) - свободное падение, в течение которого нужно развить максимальную вертикальную скорость. Она определяется как среднее значение на отрезке 1 километр - между отметками 2700 и 1700 метров. В настоящий момент мировой рекорд в этой дисциплине составляет 511 км/ч. Это почти втрое больше, чем в обычном падение на животе.


В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.

Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.

Виды парашютов по цели использования

В соответствии с назначением выделают следующие виды:

  • для десантирования грузов;
  • для решения вспомогательных задач;
  • для десантирования людей.

Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.

Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.

Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.

Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:

  • вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
  • стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
  • поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.

Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.

Виды парашютов для десантирования людей

Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:

  • тренировочные;
  • спасательные;
  • спец назначения;
  • десантные;
  • планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).

Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.

Десантные

Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.

Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:

  • максимальная высота выброски – 8 км.
  • обычная рабочая высота – 800-1200 м.
  • минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.

Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:

  • 13,8 кг (Д-5);
  • 11,5 кг (Д-6);
  • 11,7 (Д-10).

Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.

Тренировочные

Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.

Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.

Средние скорости снижения (м/с):

  • горизонтальная – 2,47;
  • вертикальная – 5,11.

Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.

Спортивные

Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.

  • Классификация по форме крыла

Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:

  • прямоугольная;
  • полуэллиптическая;
  • эллиптическая.

Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.

Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.

Эллиптичные конструкции характеризуются:

  • более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
  • коротким ходом строп управления;
  • большой потерей высоты при развороте.

Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.

  • Классификация по типу купола

Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:

  • классические;
  • студенческие;
  • скоростные;
  • переходные;
  • тандемные.

Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.

О тличительные черты:

  • мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
  • позволяют эффективно контролировать снижение;
  • используются для тренировки точности посадки.

Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.

Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).

Спасательные

Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).

Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :

  • от 100 м до 12000 м (С-3-3);
  • от 70 до 4000 м (С-4У);
  • от 60 до 6000 м (С-4);
  • от 80 до 12000 м (С-5).

При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.

Запасные

Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.

Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:

  • запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
  • запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
  • запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.

Специального назначения

В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.