Упражнения по актерскому мастерству. Урок по развитию мимики и пантомимики для начальных классов Упражнения для развития пантомимики

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Тема «Загадки без слов»

Развитие пантомимических навыков

Цель: учить воспроизводить мимические и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.

Задачи:

Обучающие: учить ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Развивающие: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи. Развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе и в своих способностях;

Воспитывающие: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, радость; учить их выражать;

Коррекционные: коррекция мимических и пантомимических движений, коррекция речи и зрения.

Методическое обеспечение урока: зеркало, рисунки, аудиозапись, магнитофон, карандаши и фломастеры.

Содержание и ход урока

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по развитию мимики и пантомимики. Тема нашего урока – «Загадки без слов» и сегодня мы будем продолжать развивать мимические и пантомимические навыки. Потому , что от того , насколько хорошо мы будем выражать свои эмоции , то именно так и будут воспринимать нас окружающие люди. И наше настроение также влияет на настроение окружающих людей. Поэтому предлагаю выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: ( Звучит спокойная мелодия)

1 . Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.

Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.

2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».

3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.

4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»

5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.

6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».

7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.

Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.

1.ЗАДАНИЕ

- Сегодня мы поговорим об эмоциях. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает " потрясаю, волную” .

1. А как мы выражаем свои эмоции?

А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Посмотрите на лицо этого человека

(Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей).

Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, г лаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

2.ЗАДАНИЕ Упражнение "ИЗОБРАЗИ И ПЕРЕДАЙ РАДОСТЬ".

Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденную эмоцию на лице соседа как можно точнее.

Учитель: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке?

(Ответы детей).

- Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?

(Работа с зеркалом)

3.ЗАДАНИЕ (РИСОВАНИЕ)
Вам предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость), предварительно подумайте, как изобразить глаза человека, рот, брови, а также подобрать подходящий цвет данной эмоции. Рисунок должен быть схематичной.

Во время выполнения звучит мелодия «Сказка»

4.ЗАДАНИЕ «Определи настроение».

- А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей. Посмотрите, какое настроение у ребенка.

5. ЗАДАНИЕ «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

М ожно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).

Гимнастика для глаз

1. Взгляд вверх - вниз, влево - вправо.

2. Обведите глазами контур воздушного шарика, по часовой и против часовой стрелки по 3 раза.

6. ЗАДАНИЕ

Этюд «Какие мы?»

Мы – козлики –какие вы? – рогатые

Мы – ослики – какие вы? – ушастые

Мы –ежики – какие вы? – колючие

А мы волчата, ой! – зубастые.

Этюд «Игра на музыкальных инструментах» ( имитация движении по тексту)

Кот играет на баяне, киска та на барабане.

Ну, а зайка на трубе поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать, будем вместе мы играть.

Этюд «Разные настроения»

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

А смеется малыш - что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Молодцы ребята. Назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и пантомимой? (Удивления, обиды, печали, радости).

Этюд «Что делал зайчик?»

Зайчик, зайчик, где ты был?

Этот зайчик в лес ходил.

Этот зайчик воду пил, этот зайчик суп варил.

Этот плавал в быстрой речке, этот зайчик спал в постельке.

Этюд «Жадный пес»

Жадный пес, дров принес.

Воды наносил, тесто замесил.

Пирогов напек, спрятал в уголок.

И съел сам – гам-гам-гам.

- Ох, как плохо быть жадным. А вы ребята не жадничаете ? У меете ли вы делиться игрушками, сладостями?

7. ЗАДАНИЕ Игра «Угадай-ка»

- П редлагаю поиграть в игру «Угадай - ка». Вы должны закрыть глаза и внимательно слушать и определить звуки.

(Пение птиц, звук поезда, мотор автомобиля, рев медведя, лай собаки, мяукает кошка, блеет барашек, хрюкает свинка, вьюга,)

8.ЗАДАНИЕ Гимнастика

Молодцы, ребята! Вы правильно определили все звуки. А теперь предлагаю выполнит физзарядку. Представьте, что вы превратились в лягушек.

Вот проснулись две лягушки, две зеленые подружки.

Улыбнулись «С добрым утром!» мы желаем вам добра.

Выходите на зарядку, побыстрее ква-ква-ква.

Ножками потопали, лапками похлопали,

Вправо – влево наклонись, всем соседям улыбнись.

Вот здоровья в чем секрет, здравствуй солнце, всем ПРИВЕТ!

9. ЗАДАНИЕ «Ритмичные хлопки»

Мне очень понравилось, как вы хлопали в ладоши, и хочу предложить игру на развитие музыкального слуха.

(Учащиеся повторяют за педагогом заданный ритм)

10. ИТОГ УРОКА

Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.

- Ч то для вас было самым интересным ?

- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..

Влияют ли наши чувства на окружающих людей?

Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)

Я очень рада, что урок вам понравился и я благодарна вам за активное участие.

Покажите свои чувства благодарности нашим дорогим гостям и попрощайтесь жестами.

Разделы: Начальная школа

Цели: Формировать умение воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения в соответствии с заданием; формировать навык распознавания эмоций по графическому изображению.

Задачи: Развивать умение описывать свое настроение, распознавать эмоциональное состояние других. Развивать умение имитировать движения, соответствующие разным эмоциональным состояниям человека.

Корригировать отставание в локомоторном развитии. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей, обогащению их чувственного и социального опыта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Ребята, сегодня вы совершите увлекательное путешествие во владения волшебницы зимы. Ваша задача – показать, как двигаются герои игр и упражнений, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов и пантомимических движений. Наш урок посвящен радости.

2. Основная часть.

1. Упражнение “Котелок настроения”.

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 граммов баловства,
200 граммов доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!

Преподаватель: Предлагаю вам “сварить” радость в котелке. Что мы положим в котелок, чтобы “сварить” радость? (Если дети затрудняются, можно предложить им варианты: улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.). Хорошенько перемешаем, а в конце занятия попробуем то, что у нас получилось.

Как выглядит лицо человека, у которого хорошее настроение? (Человек улыбается или смеется, глаза бывают чуть сужены, брови приподняты или в спокойном состоянии)

2. “Послушаем звуки”.

Прослушивание в записи звуков ветра, метели. Дети сидят на стульях, спина прямая, глаза закрыты.

Преподаватель: Послушаем удивительные звуки природы, окружающие нас.

Что вы услышали? (Воет ветер, метет метель, скрипит снег под ногами)

Какому времени года принадлежат эти звуки? (Зиме)

(Чтение стихотворения-загадки подготовленным учеником)

Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива,
Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла… (зима).

3. Игра “Холодно-жарко”.

Цель: напряжение и расслабление мышц туловища.

4. Упражнение “Солнечный лучик”.

Цель: снятие напряжения мышц лица.

(Выполняется, сидя за партой.)

Вот появился теплый солнечный лучик. Он заглянул вам в глаза. Закройте их. Лучик побежал дальше по лицу. Нежно погладьте лицо ладонями на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, легко голову, шею, руки, ноги. Солнечный лучик забрался на живот – погладьте живот. Лучик не озорник, он любит и ласкает каждого из вас. Подружитесь с ним, он хочет вас согреть. Глубоко вдохните и улыбнитесь.

Вот вы и согрелись с помощью ласкового и теплого солнечного лучика.

В каком эмоциональном состоянии вы сейчас находитесь? Опишите его. (Спокойствие, радость, печаль, безразличие)

5. Восприятие схемы лица.

Человек может выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики – выразительных движений лица. (Обучающиеся получают карточки со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях и обследуют их)

Опишите 1 схему. (Брови в спокойном состоянии, глаза чуть сужены, уголки рта приподняты)

Какое эмоциональное состояние выражает это лицо? (Радость)

Когда у вас возникает такое состояние?

Опишите 2 схему. (Головки бровей чуть приподняты, уголки рта опущены)

Какие эмоции выражает это лицо? (Грусть, печаль)

Когда вы грустите?

6. Беседа о зиме и признаках зимы.

Радуемся мы и наступлению зимы. Зима – это удивительное время года, которое приносит с собой радость, веселье, новые забавы.

Когда наступает зима?

Какими красками пользуется зима?

Как вы думаете, чем пахнет зима?

Какие зимние признаки вы знаете?

Как называется явление зимней природы, когда снег падает тихо, спокойно, без ветра? (Снегопад)

Но снег не всегда падает тихо. Часто дует ветер, и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у деревьев и домов, наметает большие сугробы. Такой снегопад называется метель.

Иногда зимой случаются оттепели. Пригреет солнышко, ветер налетит с юга, снег подтает, станет влажным. Из такого снега легко лепить снежные фигуры. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз, на снегу образуется твердая корочка – наст, а на дорогах – гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится все вокруг. Особенно красивы деревья.

7. Игра “Тропинка”.

Цель: развитие, активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, развитие пространственной ориентировки, развитие двигательных навыков.

Приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

Рассказ учителя Действия детей
Идем по тропинке друг за другом. Посмотрите налево – высоко на дереве сидит дятел и стучит клювом по стволу. Идут друг за другом, остановились, посмотрели налево, вверх. Выражение лица – интерес.
А справа от тропинки видны на снегу следы какого-то зверька. Рассмотрим внимательно. Присели на корточки, наклонили голову вниз, рассматривая “следы”.
Перед нами яма. Чтобы продолжить прогулку, перепрыгните через нее. Имитируют движения: прыжок через яму.
Ой! Что это? Ноги стали глубоко проваливаться в снег. Намело целый сугроб. Идем с трудом. Идут медленно, высоко поднимая колени.
Дальше – ровная, прямая тропинка без препятствий. Энергичная ходьба. Походка пружинистая.
Какое большое дерево преградило нам путь. От сильного ветра оно упало через тропинку. Перелезаем через упавшее дерево. Имитируют движения: перелезание через препятствие.
Хорошо в зимнем лесу. Много интересного вокруг. Наша прогулка завершилась. Ходьба в спокойном темпе.

Какие эмоции испытывали во время прогулки? (Интерес, радость)

Как по выражению лица человека определить, какие эмоции он испытывает?

Поднимите карточку со схемой лица, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию.

8. Загадки о зимних явлениях природы.

Ребята, вам предстоит отгадать “зимние” загадки. Но загадать их нужно не только словами, но и движениями тела.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.

(Руки в стороны, покружиться, присесть, посмотреть на расправленную ладонь)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

(Прямые руки над головой; уронить расслабленные руки и присесть)

9. Беседа о зимних забавах.

В морозный день скрипит снег под ногами, из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки, похожие на звездочки. Мы любим красоту зимней природы, а еще все любим зимние забавы.

(Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения А. Кочергиной “Январь”)

Неба синь и снег искрится!
Кто мороза не боится?!
Санки с горочек летят,
На коньках ребята мчат,
По лыжне шагают бодро,
Лепят баб из снега.
И полны дворы ребят
И веселья, смеха.

Какие зимние забавы вы знаете?

В какие игры можно играть зимой?

10. Этюд “Игра в снежки”.

Предлагаю вам немного поиграть. Игра в снежки. (Дети имитируют движения: лепят снежки и бросают их в мишень под веселую энергичную музыку)

Я вижу на ваших лицах улыбки. Скажите, какие эмоции вызвала у вас игра в снежки? (Радость, веселье)

11. Выполнение аппликации “Веселый снеговик”.

Подготовленный ученик загадывает загадку, используя выразительные движения.

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Из какого снега можно лепить снеговика? (Из влажного, липкого снега)

Что у снеговика вместо носа? (Морковка или сосулька)

Аппликация выполнена на предварительных занятиях. Необходимо закончить работу: с помощью пластилина вылепить рот, нос, глаза и брови снеговику.

Выставка работ.

3. Итог занятия.

Зима – чудесное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры. Зимние забавы дарят много радости и веселья.

В начале занятия мы “варили” в котелке радость, положили туда улыбки, подарки, радостные встречи, веселые шутки. Что еще вы хотите добавить в котелок? (веселые забавы, солнечные дни, игры с друзьями)

Хорошо перемешаем содержимое котелка и попробуем, что получилось. В котелке оказались маленькие сладкие льдинки-леденцы. На ваших лицах я вижу улыбки. Вам понравилось занятие? Благодарю вас за внимание и работу на занятии.

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).

Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.