Гимнастика для новорожденных и грудных детей. Какая зарядка нужна для новорожденных Лфк для малышей от 1 до 2

Занятия гимнастикой и проведение массажа ребенку в возрасте месяца помогают в физическом развитии, нормализации мышечного тонуса, а в некоторых случаях помогают справляться с коликами, дискомфортом в животике и даже лечат некоторые заболевания.

Гимнастика и зарядка по утрам - эти занятия стимулируют навыки и физическое развитие крохи, активизируют кровообращение и обмен веществ, помогают развивать нервную систему. Основной целью занятий в этом возрасте становится выравнивание тонуса мышц сгибательной и разгибательной групп, так как в первые недели жизни преобладает физиологический гипертонус. Это также помогают общению ребенка с родителями, кожному контакту и установлению более близкой эмоциональной связи между вами.

Гимнастика для ребенка 1 месяц

Обычно рекомендуется заниматься гимнастикой с конца первого месяца, а по назначению врача и ранее. До этого вы можете почаще оставлять малыша голеньким на пеленке, играя с его ручками и ножками, осуществляя ими движения. Гимнастика новорожденного ребенка 1 месяца не должна быть длительной и чрезмерно активной, кроха еще слишком мал, чтобы длительно заниматься, его мышцы слабы и он быстро утомляется как физически, так и эмоционально. В этом возрасте гимнастика для грудничка в 1 месяц будет заключаться в выполнении физиологических движений, играх. Дайте крохе в ручки свои пальцы, когда он ухватится за них, легонько приподнимите его верхнюю часть тела на пару сантиметров. Проводите не более 5-6 таких подъемов с отдыхом. Голова при этом не должна запрокидываться, а тело подниматься высоко.

Одним из элементов зарядки для ребенка 1 месяц будет выкладывание на животик. При этом он изначально будет поворачивать голову в сторону, а потом начнет пытаться поднимать головку. Это полезно для укрепления мышц спины и шеи. Затем можно подставить к стопам малыша руку - он попытается оттолкнуться от рук и немного «проползти».

Если положить ребенка на бочок, можно проводить легкие разгибания позвоночника. Для этого нужно пальцами провести по линии позвоночника - кроха прогнет спинку.

Также согните кроху в позу эмбриона, поддерживая одной рукой головку и спинку, а другой - прижимая ножки к животу. Слегка покачивайте кроху на ягодичках в такой позе вперед-назад. Полезными будут и покачивания на большом надувном мяче, уложив малыша на чистую пеленку животиком на мячи. Можно пружинить на мяче, раскачивать его в стороны или вперед-назад.

Массаж ребенку 1 месяц

Проведение различных видов массажа новорожденного ребенка 1 месяц нужно изначально обсудить с педиатром. Обычно здоровым детям массажи назначаются с возраста 1-1.5 месяцев, но по показаниям - и ранее. Обычно массажи медицинской направленности показаны при наличии проблем с тазобедренными суставами, тонусом мышц или кривошеей. В таких случаях, как делать массаж ребенку в 1 месяц вас научит специалист массажного кабинете, изначально он будет проводить лечебные массажи сам.

Если речь идет об обычном массаже - применяют поглаживания поверхностей тела и сгибания с разгибаниями конечностей, потряхивания. Никаких сильных или активных движений при массаже в этом возрасте не применяют. Обычно теплыми руками малыша гладят по ручкам и ножкам, от пальчиков по направлению к туловищу, проводят руками по животику и по спинке, встряхивают кисти и стопы. При боли в животике и газах показа круговой массаж животика по часовой стрелке нежными поглаживаниями пальцами или всей ладонью.

Если ребенок плачет или капризничает при массаже, стоит на время его отложить, не нужно закреплять на ваши действия негативную реакцию со стороны крохи. Массаж проводят через 30-45 минут после еды, если ребенок не хочет спать и хорошо себя чувствует.

Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей. И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения. Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.

Совершенствуем навыки

Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

  • укреплять иммунитет;
  • развивать выносливость;
  • правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
  • чувствовать свое тело в пространстве;
  • улучшать обменные процессы;
  • укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
  • улучшать осанку;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшать пищеварение;
  • нормализовать сон;
  • развивать чувство ритма.

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.

Общие правила

Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.

Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?

  • В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
  • Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
  • Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
  • Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
  • Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
  • Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
  • Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
  • Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
  • Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
  • Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
  • Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
  • Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
  • Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.

Когда заниматься нельзя?

Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.

Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:

  • любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
  • различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
  • атрофия;
  • заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
  • острый артрит, туберкулез костей или суставов;
  • острый нефрит или гепатит;
  • рахит;
  • врожденные пороки сердца;
  • геморрагический диатез, гемофилия;
  • туберкулез в активной форме;
  • большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).

Иногда мы не можем «на глазок» определить наличие у малыша того или иного заболевания. Поэтому прежде чем начинать с ним активные физические занятия, проконсультируйтесь с педиатром.

Играем в гимнастику

Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.

Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…

Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).

Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:

Малыши, малыши

Выходят на площадку,

Станут по порядку

И начнут зарядку.

Станут наши малыши

Крепыши, крепыши!

Гимнастические комплексы для малышей должны включать:

  • общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
  • задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
  • для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
  • простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
  • музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.

Составляем комплекс

Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:

  • ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
  • «Кошечка» — шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
  • «Змейка» — проползание под невысоко растянутой веревкой;
  • «Баскетболист» — бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
  • «Цапля на болоте» — перешагивание через «кочки» (мячи);
  • «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
  • «Скалолаз» — преодоление лесенки до 1,5 метров (1–2 раза);
  • имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).

К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):

  • «Часовые на посту» — перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
  • «Бегущие лошадки» — бег со сменой темпа (до 20 секунд);
  • «Метатель» — бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
  • упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
  • «Лодочка» — поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
  • «Лягушонок» — прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
  • ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
  • «Стряхиваем снежинки» — движения на расслабление рук и ног.

Итак, чтобы организовать гимнастические занятия с малышами после года, важно учитывать их возраст, физические умения, состояние здоровья и эмоций, время суток, а также необходимость в мотивации. При этом важно не просто играть, использовать музыку или потешки, но и вдохновлять собственным примером. Только тогда ребенок будет считать гимнастику неотъемлемой частью жизни.

Необходимость ребенка двигаться способна:

  1. Увеличить кровяной приток к мышцам и тканям;
  2. Подхлестнуть обмен веществ;
  3. Улучшить функционирование коры надпочечников;
  4. Обеспечить более прочную сцепку мышц и костей.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело - это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного. Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики - это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться. Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из нетолстого поролона.

Следует помнить, что любые упражнения для грудничков должны отвечать ряду определенных требований:

  1. Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  2. Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.
  3. Температура воздуха в комнате, где будет проходить гимнастика, не должна превышать 21°С. Сама комната должна быть хорошо проветренной.
  4. Делать упражнения нужно не менее трех раз.
  5. Длительность гимнастического комплекса должна быть не менее 15 минут.
  6. Каждое из упражнений нужно сопровождать улыбкой и ласковыми словами. Это поможет выработать у малыша положительную реакцию на эти процедуры.
  7. Не нужно заставлять ребёнка выполнять упражнения, до которых он просто физически ещё не дорос: сидеть, стоять, переворачиваться со спины на живот или ползать. Всему своё время!
  8. Все процедуры начинайте и заканчивайте нежными поглаживаниями ладонями и пальцами, без нажима, чтобы кожа малыша не собиралась при этом в складочки.
  9. Руки малыша нужно поглаживать по направлению от кисти к плечу, ноги - от стоп к паховой области, животик - от боков к пупку, а затем по часовой стрелке вокруг пупка.
  10. Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.

Все физические упражнения, которые родители будут выполнять со своими детьми, направлены не только на закрепление и совершенствование навыков. Они, прежде всего, провоцируют возникновение этих навыков, чем способствуют быстрому развитию малыша.

Гимнастика для детей видео:

Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни малыша.

  1. Исходное положение (далее и.п.) - малыш лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребёнка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
  2. И.П. - младенец находится на спине. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребёнка. Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперёд, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
  3. И.П. - то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребёнку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
  4. И.П. - положите малыша на животик. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая, как - бы, препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
  5. И.П. - на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.


  1. И.П. - малыш на спинке. Нужно развести его ручки в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
  2. И.П. - то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Всё должно быть плавно.
  3. И.П. - переверните малыша на живот. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на неё. Вперёд положите яркую игрушку. Малыш рефлекторно будет пытаться дотянуться до предмета, тем самым, пробуя ползти.
  4. И.П. - ребёнок на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом, Вы как бы помогаете слегка крохе повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, поместите яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
  5. И.П. - то же. Указательные пальцы вложите малышу в ладошки. После его захвата, слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребёнок и сам пытается подтянуться. После - верните его в исходное положение.
  6. И.П. - может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку, таким образом, чтобы он сосредоточил на ней своё внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребёнку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе.
  7. Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Без рывков!
  8. Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.

Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех - шести месяцев:

  1. И.П. - ребёнок находится в положении лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребёнка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
  2. И.П. - то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребёнка, согните их в коленках, затем подведите бёдра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
  3. И.П. - поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например, музыкальную игрушку. Пусть ребёнок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребёнка.

Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6 - 8 месяце.

  1. Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
  2. И.П. - ребёнок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедре или на голени. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху.
  3. Когда он будет приподниматься, он должен будет сначала опереться на локоток, а затем на ладошку. 3. И.П. - малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его под подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребёнка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже - за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребёнок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
  4. И.П. - ребёнок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бёдра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.

Комплекс упражнений для малыша 9 - 12 месяцев.

  1. По просьбе взрослого, ребёнок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
  2. Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
  3. И.П. - ребёнок в положении стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
  4. И.П. - то же. Кроха становиться на носочки, играя в «стань большим».
  5. Малыш, по просьбе взрослых, выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
  6. Ребёнок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с неё.
  7. Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
  8. Активная гимнастика.

Выполняется с помощью взрослого. Он может взять малыша или за обе ручки, или за обе ножки, либо за одну ручку и оду ножку одновременно, или за одну какую-то конечность и далее выполнять ряд упражнений:

  1. простой вис;
  2. покачивание ребёнка взад - вперед;
  3. покачивание малыша влево - вправо;
  4. подъем пружинистыми движениями малыша вверх и опускание вниз, имитация прыжков;
  5. вращение крохи.

Главное, что нужно при этом помнить, - малыш должен получать от таких действий удовольствие . Не делайте резких рывков, ведь это может привести к травматизму ребёнка!

Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.

Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.

Чем полезна гимнастика для грудных детей?

В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.

Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:

1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.

Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).

2 Улучшение работы желудочно-кишечного тракта . Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.

3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.

Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.

4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.

5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.

Интересно! Развитие ребенка в 10 месяцев

С какого возраста можно начинать делать гимнастику для детей?

Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.

Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.

Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.

Основные правила гимнастики для грудных детей

Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:

1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.

2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.

Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.

Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.

3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.

Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.

5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.

Гимнастика для детей 1-3 месяцев

В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

1 Выкладывание на живот . Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.

2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.

3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.

4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.

5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.

Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев

Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.

1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.

2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.

3 Сгибание и разгибание ног . В положении лёжа на спине, возьмитесь руками за голени ребёнка. Сначала сгибайте ножки поочерёдно, после выполняйте сгибания синхронно. Колени должны касаться живота.

Ольга Катунина
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.

Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет .

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом , координировать действия.

В конце первого и начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его действия неуверенные, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.

К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокое препятствие.

Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша.

В сфере физического развития основными педагогическими задачами являются :

а) развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазания, бросания)

б) развитие координации движений.

Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия. В детских учреждения должно быть спортивное оборудование, способствующее развитию двигательной активности детей : лесенки, горки, скамеечки, дорожки с препятствием, мячи, обручи, гимнастические лесенки и т. д. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть не только в спортивном зале, но и в групповом помещении, а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.

Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов.

Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года до 2 лет составляет 5-6 минут.

Комплекс физкультурных упражнений .

Цель : Малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, преодолевать препятствия, координируют свои движения, согласовывают свои действия со словами стихотворения.

Игра «Поезд» .

Воспитатель предлагает малышам : «Давайте я буду паровозикам, а вы вагончики. Встаньте друг за другом, вот так (воспитатель показывает как взяться за впереди стоящего ребенка, затем начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение):

«Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.

Тук-тук, тук-тук».

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «По ровненькой дорожке» .

Воспитатель выкладывает дорожку на пол, в конце кладем обруч. Потом берет за руку малыша, проводит по дорожке, читая стихотворения :

«По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

топ-топ-топ-топ».

Когда доходят до конца дорожки со словами «бух в ямку» , присаживаются в обруч.

Повторить 2-3 раза.

Игра «Надувай шарик» .

Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной и двумя руками, расширять пассивный словарь словами (улетел-прилетел) . Вызывать чувство радости от выполненных действий. Побуждать к самостоятельным действиям.

Материал : надувной шарик, к которому привязана ленточка.

Воспитатель показывает ребенку шарик, дает его потрогать. Затем легонько отталкивает шарик и предлагает ребенку сделать так же.

Сначала действует рукой малыша, добиваясь чтобы он сам отталкивал шарик.

Отталкивая шарик, воспитатель говорит : «Улетел шарик» , когда шарик возвращается на место : «Прилетел шарик» .

Повторить игру 2-3 раза.

Подвижные игры.

«Прыжки» .

Дети учатся прыгать разными способами : на двух ногах, на одной ножке, с продвижением вперед, через предметы.

«Прыг-прыг, топ-топ»

Воспитатель читает стихотворение и показывает действия, побуждая малышей повторять их…

«Девочки и мальчики, хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики, прыг-прыг-прыг,

Ножками топочут, топ-топ-топ

Весело хохочут ха-ха-ха».

Затем воспитатель говорит : «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ручки на коленочки, пусть они отдохнут».

Все садятся на ковер и отдыхают.

Игру можно повторить.

«Догоните мяч» .

Воспитатель приносит корзину с мячиками (по количеству детей) и предлагает детям поиграть.

Собирает детей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячиками, берут их и складывают обратно в корзину.

Дыхательные упражнения .

Игры-занятия направлены на укрепление дыхательной мускулатуры.

Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики , разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день)

«Коровка мычит»

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка.

Дети делают вдох и на выдохе произносят «му-му» .

«Ветерок» .

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветерок. Вытянуть губки трубочкой и выдохнуть воздух через рот.

Игры повторяются 2-3 раза.

Похожее упражнение «Надуваем шарик» .

«Часики» .

Воспитатель предлагает встать прямо, ноги расставить, руки опустить. Размахивать вперед и назад прямыми руками, произнося «тик-так» .

Игру повторить 2-3 раза.

«Гуси» .

Воспитатель предлагает детям медленно походить по комнате, поднимая и опуская руки в стороны. Руки опускать на выдох с произнесением длительного звука «г-у-у-у» .

Игру повторить 3-4 раза.

Публикации по теме:

Пополнение и создание нестандартного оборудования для закаливания, игр и физических упражнений в группе и на прогулке Автор: Синофеева Е. С. Актуальность: недостаточно оборудования и атрибутов для закаливания, физических упражнений и игр на прогулке весной.

Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.

Комплекс релаксационных упражнений и гимнастики для глаз Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими раз-работками НИИ дошкольного воспитания, доступны детям. «Поиграем с матрешками».

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом - ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.