Гитарный бой - обучение игры боем на гитаре. Что такое гитарный «бой» и как играть? Простые движения и виды! Видео-урок! Различные бои на гитаре

Ритм-гитара для начинающих: галоп, шаффл, ска, регги и современный рок.

Когда речь заходит о ритм-гитаре, то одним из главнейших моментов становится четкое попадание в ритм композиции. Необходимо быть на 100% уверенным в том, что исполняемая партия ритма не будет выбиваться из общей картины звучания.

Сегодня мы посмотрим на 5 самых распространенных вариантов игры партий ритм-гитары, которые впишутся в большинство песен в размере 4/4. Не стоит переживать по поводу собственных знаний музыкальной теории. В нашем случае 4/4 означает лишь то, что необходимо вести счет от 1 до 4 для того, чтобы не «пролетать» мимо ритма.

Блюзовый шаффл

Начнем урок о ритм-гитаре для начинающих с, пожалуй, самого распространенного рисунка, который многие посчитают слишком клишированным. Несмотря на это, факт остается фактом — подобный блюзовый шаффл является самым распространенным гитарным ритмом всех времен и народов.

Помимо своей невероятной распространенности, ритм очень прост в освоении: достаточно использовать указательный палец для взятия нот на втором ладу, а безымянным пальцем брать звуки на четвертом ладу. Добравшись до 5 лада, можно либо использовать мизинец, либо съехать на один лад далее безымянным пальцем.

Обычно блюзовый шаффл играется переменными ударами медиатором вверх-вниз, но для начала можете попробовать использовать только даунстрок.

Галоп

Галоп известен за счет своего применения в тяжелой музыке: каждый уважающий себя металлист и метал-коллектив хотя бы раз использовал этот ритмический рисунок. Просто послушайте творчество Iron Maiden или той же Metallica, чтобы понять, что и мэтры не гнушаются такого варианта игры ритм-партий.

На первый взгляд может показаться, что галоп — это несколько модифицированный блюзовый шаффл, чья скорость и прямолинейность в исполнении создает более агрессивное звучание. Тем не менее, вся суть галопа строится на следующих движениях медиатором: вниз, вниз-вверх.

Пример представляет собой методичную игру ритмического рисунка описанного выше и аккорд на конце.

Ска-панковый чёс

Ска-панковый чёс характеризуется игрой высоких нот аккорда на слабую долю, обычно дополняемый «шагающей» басовой линией. Ска появился на Ямайке, а коммерческий успех к стилю пришел в 1980-1990 гг. вместе с такими коллективами как The Specials, Madness, Rancid и Sublime.

Вышеприведенный пример хорошо отражает особенности ска-панкового чеса. Используйте аккорды без открытых басовых нот (или глушите 5-6 струны), а также обязательно добавляйте паузы между каждым извлечением аккорда при помощи простого отпуска зажатых струн. Каждый аккорд извлекается при помощи удара медиатором вверх (к себе).

Реггей

Стилистика ритмических рисунков в реггей и рокстеди фактически строится на замедленном исполнении ска-панкового чеса для создания дополнительного пространства в музыке.

В нашем примере мы используем чес двойными ударами (два последовательных удара на каждый аккорд). Что-то подобное можно услышать у Боба Марли в ‘Trenchtown Rock’. Более привычный одиночный удар на каждый аккорд можно встретиться в таких композициях как ‘Buffalo Soldier’ и ‘Could You Be Loved’.

Паузы между аккордами в табулатуре должны помочь уловить ритмику партии. Все, что сейчас требуется — это комбинировать двойные и одиночные удары через паузы.

Три-три-два

Данный ритмический рисунок прочно ассоциируется с современным роком и поп-роком. К примеру, Muse использовали этот рисунок в 1999 году в композиции ‘Uno’, Foo Fighters играли такой ритм в ‘Best of You’, но самым ярким примером можно назвать широко известную композицию ‘Clocks’ от Coldplay.

Простейший вариант исполнения подразумевает восемь ударов медиатором от себя. Единственное, что требуется от гитариста — это подчеркивать первую, четвертую и седьмую ноты в такте за счет использования целого аккорда.

С другой стороны, часто встречается такое применение этого ритмического рисунка: первая, четвертая и седьмая ноты играются в полную силу, а все промежуточные звуки извлекаются с приглушением (пиццикато или palm-muting).

Ведите счет следующим образом: «Раз-и-два-Раз-и-два-Раз-и», чтобы уловить ритм. Если использование баррэ покажется достаточно сложным, просто используйте пауэр-аккорды без звуков наверху.

Приветствую вас чуваки и чувихи, которые читают, и заглядывают на страницы моего сайта ! В этой статье я хочу немного рассказать вам о том, что вообще такое гитарный бой и какие существуют. Все начинающие "Зинчуки", на самом начальном этапе мечтают освоить пару видов боя и лабать свои любимые песни в кругу друзей, где-нибудь там на природе или на веселой тусовке. Сейчас я собственно и покажу вам эти основные виды боя на гитаре.

Поэтому, читайте, смотрите, учите!

Начнем мы с определения. Если сказать коротко и более понятно, то гитарный бой - это прием игры, когда ваша правая рука размашистыми движениями одновременно ударяет по всем струнам (ну или почти по всем) извлекая звук. Название самого выражения «гитарный бой» является непрофессиональным, это выражение было придумано в среде гитаристов любителей. Профессионалы и там всякие гуру гитары не любят и не применяют выражение "гитарный бой", они называют это ритмическими рисунками. Если заглянуть в историю, то мы увидим, что этот прием изначально назывался – «Разгеадо». И был он придуман Испанскими гитаристами, поэтому собственно и такое название.

Гитарный бой распространен в среде начинающих гитаристов любителей, потому что начинающие "Зинчуки" считают гитарный бой панацеей, ну это ребят в основном не ваша вина, во всем виноваты стереотипы. Да и овладеть боем не так уж и сложно. Гитарный бой в его основном понимании это различные комбинации ударов по струнам и пауз. В основном это применимо для .

Гитарный бой в основном предназначен для аккомпанемента пению или другим солирующим инструментам. Принцип исполнения гитарного боя достаточно прост, и заключается в следующем: левой рукой ставятся и перебираются аккорды, а правая рука извлекает звучание совершая удары по струнам в различных комбинациях. Главное усвоить и понять, как совершаются удары и в какой последовательности. Также чуваки и чувихи, для того чтобы правильно освоить и применить гитарный бой у вас должно быть чувство ритма. На начальном этапе, для того чтобы чувствовать ритм всем рекомендую использовать метроном. Метроном не обязательно иметь в физическом варианте, пользуйтесь электронными, их сейчас в интернете можно накачать сотни.

Гитарным боем исполняют, как дворовые (армейские, бардовые) песни, так и такие музыкальные направления, такие, как рок, джаз, кантри и другие. Виды боя на гитаре достаточно разнообразны, и названий боев так же огромное множество, наверно вы уже слышали такие выражения, как «двойной бой», «четверной бой», «бой шестерка».

А теперь давайте рассмотрим основные . Для начала давайте ознакомимся с тем, какими обозначениями мы будем показывать удары по струнам для каждого вида гитарного боя:

v - так обозначается удар вниз по струнам от шестой к первой .

^ а это удар вверх по струнам от первой к шестой .

х - а это знак обозначает приглушение струн, ребром ладони правой руки .

Вот собственно из комбинаций этих обозначений и строятся различные варианты гитарных боев. Вообще ребята хочу вам сказать, что гитарный бой или как говорят профи - ритмические рисунки это сугубо индивидуальные вещи и каждый гитарист может экспериментировать с комбинациями и придумывать свои комбинации.

Вот посмотрите видео о том, как ваша правая рука должна выполнять данные элементы:

Но а мы же с вами давайте все таки рассмотрим основные виды гитарного боя, которые вы можете встретить чаще всего:

  • Первый вид боя выглядит вот так : v v v ^ v . Это один из самых простых видов боя.
  • Второй вид боя имеет вот такой вид : v ^ v ^ v. Как видно из обозначения, сначала идет удар вниз, затем удар вверх, потом опять удар вниз, затем вверх и заканчивается все ударом вниз. Данный вид боя можно разнообразить и использовать приглушение струн ладонью. Тогда мы получим следующий вид боя.
  • Третий вид боя . Выглядит он вот так: v ^ vх ^ v ^ vх ^. Это дополненная приглушениями комбинация второго вида боя. Как видите знак обозначает, что удар вниз происходит с глушением струн ладонью.
  • Четвертый вид боя : v vх ^ ^ vх ^ . Это самый распространенный вид боя, этот гитарный бой имеет название шестерочка. Этот бой начинается с удара вниз, затем опять удар вниз но уже с приглушением ладонью, затем удар вверх и еще раз вверх потом вниз с глушение и заканчивается все ударом вверх. Данный вид боя довольно таки сложен, поэтому вам ребята придется попотеть и поупражняться, чтобы уверенно его исполнять.
  • Последний вид боя : v v v ^ ^ v v . Вот еще один из распространенных видов боя. Он также достаточно сложноват.

Выше я вам привел только самые основные и часто применяемые виды гитарного боя. Чтобы разнообразить основные виды боя, которые были представлены выше, вам ребят нужно будет немного поэкспериментировать и попробовать всевозможные комбинации ударов вверх, вниз и приглушения, где-то пропустить удар, где-то добавить и так далее. Экспериментируйте, и да будет вам счастье и радость.

Ну и на последок хочу вам сказать, что для того чтобы понять, каким боем играется песня, не нужно бежать на форумы и простите меня за выражение заё....ть всех вопросами типа: "помогите подобрать бой?", "какой тут бой?", "а вот в табах бой такой а на самом деле не такой?". Просто сядьте, наденьте наушники заслушайте песню до дыр и внимательно прислушивайтесь к ритму и начните экспериментировать с гитарой в руках. Ну или если есть возможность просмотреть видеозапись, где какой-нибудь крутой чувак играет эту песню, то вам ребятки повезло, вы сможете увидеть на видео бой вашей любимой песни. Поэтому так же очень полезно прошаривать ютуб, на наличие подобных видеозаписей:=)

Все чуваки и чувихи, на этом статья кончается. Внимательно все изучайте и применяйте. Желаю вам успехов!

Также буду вам очень признателен, если вы поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, возможно она им поможет также как и вам. Нажимайте "мне нравиться", кнопки твитера и соц. сетей, оставляйте комментарии.

Аннотация: Если вы еще не научились играть боем, данная статья поможет Вам! Прочитав эту статью, Вы научитесь читать и играть гитарным боем. Рекомендуется для начинающих гитаристов, и для тех, кто не знает, как читать бой.

Гитарный бой – это самый простой и распространенный способ игры на гитаре. Бой используется в огромном количестве , при этом, существует великое множество .

Гитарный бой - условные обозначения

Бой принято обозначать трема рядами символов:

  • Первый ряд и символ: I – является обозначением для действий указательного пальца правой руки. Знак ^ обозначает удар вверх, v – естественно вниз, а знак Х означает, что мы должны ударить по струнам вниз и сделать заглушку звука струн ребром ладони.
  • Второй ряд и символ: Р – обозначение действий для большого пальца правой руки. Если Вы увидите, рядом с буквой Р знак ^, то Вам необходимо сделать защип одной басовой струны (струны басс – 6,5 и иногда 4). Т.е, Вы задеваете струну, и останавливаетесь на следующей струне (более тонкой). Символ | обозначает, что Вам необходимо сделать такое действие, как скольжение большого пальца вниз по струнам, задевая несколько басовых струн.
  • Третий ряд и символ: L – Производит описание игры левой рукой. Обозначения символов: v – в момент удара правой рукой, струны должны быть сильно зажаты. x– струны отпущены (т.е пальцы просто лежат на струнах), при ударе по струнам, получается заглушенный звук. ^ - хорошенько прижимаем струны, делаем удар и после медленно отпускаем (примечание : данный знак, относится только к струнам, по которым Вы бьете (играете) указательным пальцем правой руки).

В каждом ряду, присутствует символ -, который отвечает за длительность удара.

Примеры обозначения боя:
I-^--v---v-x-v-^-v---
P-^------------^-----
L-v--v---v-x-^-v-^---

Усвоили? Если да – отлично! Если нет, то прочитайте еще раз, далее мы будем пробовать играть боем!

Обучение игре боем на гитаре

И так, берем гитару (В прошлом уроке, мы поговорили о том ). Зажимаем любой , и пробуем бой, который мы описали выше.

Первое значение букв I - ^, P - ^, L – v. Следовательно, нам необходимо хорошенько прижать струны, дернуть бас и ударить вверх. Дальше, значение I становится v, P – пустое, L – v. Т.е Мы хорошенько зажимаем струны и бьем указательным пальцем вниз. Далее I – x, P – пусто, L – x. Следовательно, нам необходимо ударить по струнам (на которых просто лежат пальцы) и заглушку ладонью руки.

Вот так, читается и играется бой. Ничего сложного в этом нет, главное натренировать пальцы рук!

Чтобы научиться играть боем на гитаре, нужно быть не только гитаристом, но и немножко барабанщиком. Бой – это не что иное, как совокупность отдельных штрихов, соединённых в определённых ритмический рисунок. Его характер во многом зависит от конкретного стиля (фламенко, рок, поп, регги, марш, танго) и размера (2/4, 4/4, 6/8). Также необходимо различать партии ритмического аккомпанемента для одной гитары и гитары в инструментальном окружении (группа, оркестр, диксиленд).

Ритмические рисунки

С чего же начать освоение игры боем? Как бы это странно не прозвучало, с того, что гитару нужно отложить в сторону и ознакомиться с основами ритмики. Для этого необходимо проанализировать длительности и размер в упражнении 1,а затем прохлопать в ладоши, записанные ритмические фигуры. Только не нужно пугаться нотной записи, если вы в ней ещё не разбираетесь, то самое время начать разбираться – это просто, а в помощь вам – « ».

Размер 4/4 в такте 4 доли, каждую долю отсчитываем ударом ноги и проговариваем 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте 4 четвертных ноты, значит на каждую долю (удар ноги) нужно сделать один хлопок. Необходимо чётко выдерживать ритм.

Освоив рисунок первого такта, можно переходить ко второму. Здесь на каждую долю такта приходится две восьмых ноты. На счёт это выглядит так: на “1” (одновременно с ударом ноги) – первая восьмая нота, на “и” (нога подымается) – вторая восьмая. Другими словами говоря, на каждый удар ноги два хлопка.

В третьем такте идёт чередование четвертной ноты и двух восьмых. На практике это выглядит следующим образом: 1 доля – “1 и” (одновременно с ударом ноги 1 хлопок), 2 доля (восьмые) – на “1” (одновременно с ударом ноги 1-ая восьмая), на “и” (нога подымается 2-ая восьмая). Третья доля играется как первая, четвёртая как вторая. Получается один длинный хлопок (1 и), затем два коротких (“2” – хлопок, “и” – хлопок) и опять длинный (3 и) и два коротких (4 и).

Теперь нужно повторить рисунок в 4-ом такте. Это собственно ритм боя, который будет рассматриваться в упражнении 4. Первые три доли такие же, как и во втором такте. Восьмые – на каждый удар ноги 2 хлопка, четвёртая доля (4 и) – четвертная нота, на удар ноги 1 хлопок.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 1

Теперь можно выученные рисунки сыграть на гитаре. Все упражнения рассматриваются на примере одного аккорда Am, чтобы сконцентрироваться на освоении приёма.

Кстати, если вы ещё не знаете, как сыграть аккорд Am на гитаре, то специально для вас у нас есть вводный урок – « », учитесь скорее!

В нотах, латинскими буквами указано, какими пальцами нужно ударять по струнам (схема обозначений – смотрим рисунок с рукой). Стрелочка указывает направление удара – вниз или вверх. Вверху над каждым ударом обозначена доля такта.

Первый такт играем переменным штрихом четвертными, удар вниз большим пальцем p (1 и), затем удар вверх указательным пальцем i (2 и) и аналогично 3 и 4 доли. Второй такт этим же штрихом, только уже восьмыми на “1” удар вниз p, на “и” удар вверх i. На каждою долю такта (удар ноги) получается два удара по струнам. В третьем такте чередуется четвертная с восьмыми – один длинный удар большим пальцем вниз (1 и) и два коротких указательным вверх (на “2” – удар и на “и” – удар).

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 2

Это упражнение поможет освоить приём глушения струн, который очень часто используется при игре боем. В упражнении он обозначен символом X, который стоит вместо нот. Аккорд не снимается с грифа, пальцы левой руки сохраняют аппликатуру аккорда, в данном случае Am, а правая рука приглушает струны.

Теперь подробней о приёме: указательный палец (i) перед ударом по струнам находится в согнутом состоянии, а в момент удара выгибается в плоскости струн. И сразу же вслед за ударом на струны ложится ладонь, пальцы при этом выпрямлены. Должен получиться абсолютно глухой короткий звук, без всяких посторонних призвуков.

Во втором и третьем такте идёт чередование ударов: глушение i указательным (вниз) и удар вверх, этим же пальцем. Сначала четвертными, затем восьмыми. Третий такт является полноценным боем. К примеру, им можно играть частушки, и быстрые весёлые песни в ритме польки.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 3

А этим боем (2 такт упражнения) играется песня В.Цоя “Звезда по имени Солнце”. Помните, что это за музыка? Посмотрите это видео:

Ну а теперь перейдём к самому упраженнию:

Чтобы было легче осваивать бой, нужно взять его первую часть и отдельно проработать (1 такт упражнения). На первую долю (удар ноги) идёт два удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, на “и” указательным вверх. На вторую долю (2 и) – глушение (один удар) и т.д.

И теперь полностью бой, вспоминаем ритмический рисунок из 4-го такта первого упражнения. Первая доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; Вторая доля – “2” – глушение i вниз, “и” – i вверх; Третья доля – делаем два удара, как в первой доле; Четвёртая доля – глушение i вниз “4 и” один удар.

Чем больше будет практических занятий, тем лучше. Штрихи необходимо довести до автоматизма, чтобы они не отвлекали во время перестановки аккордов. Также очень полезно слушать, как играют аккомпанемент профессиональные гитаристы, анализировать рисунки и в дальнейшем применять их в своей исполнительской практике.

Итак, вы много потрудились, чтобы научиться играть боем на гитаре, теперь после всех этих упражнений можно сыграть что-нибудь интересное. Например, ту же песню В.Цоя. Вот вам на всякий случай её подробный видео-разбор:

Если вы учитесь играть на гитаре, вам, возможно, будет полезна и такая информация – « »

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .