Допинг в спорте — проблема, которую не решить. Всё о допинге. Предотвращение допинга в спорте Антидопинговая политика в мире

Основной целью Конвенции против применения допинга, (вступила в силу для РБ 1 мая 2006) - снижения и в конечном счете искоренение допинга в спорте.

Определение и сфера применения Конвенции

Для целей настоящей Конвенции:

1) "допинг в спорте" означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;

2) "виды фармакологических допинговых препаратов или методы допинга" с учетом нижеследующего пункта 2 означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия в соответствии со статьей 11.1 "b", и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;

3) "спортсмены" означают лиц обоих полов, обычно принимающих участие в организованных спортивных мероприятиях.

Стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте.

Они следят за практическим применением Конвенции и, перепоручая в случае необходимости осуществление некоторых положений Конвенции какому-либо правительственному или неправительственному спортивному учреждению, избранному для этой цели, или спортивной организации.

Меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга:

1. В зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов.

2. В этих целях или при необходимости компетентные неправительственные организации определяют критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил.

3. А также:

3.1.оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывая стоимость контроля и анализов при установлении общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;

3.2. принимают соответствующие меры для предотвращения предоставления в целях проведения тренировок дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, на весь период отстранения от соревнований;

3.3 способствуют и в случае необходимости облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями как в период, так и вне соревнований;

3.4 способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

4. Оставляют за собой право по своей инициативе и под ответственность принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами Конвенции.

Лаборатории

1) обязуется создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями и утвержденным группой по рассмотрению действий в соответствии с Конвенцией;

2) обязуется либо содействовать этим спортивным организациям в получении доступа к такой лаборатории на территории другой.

2. Данные лаборатории призваны:

a) принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке, переподготовке квалифицированных кадров;

б) проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;

в) оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.

Информационно-просветительная деятельность

Стороны Конвенции обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики.

Стороны обязуются поощрять и поддерживать в сотрудничестве с заинтересованными региональными, национальными и международными спортивными организациями исследования, связанные с разработкой программ физиологической и психологической тренировки, строящихся на научной основе и уважающих целостность человеческой личности.

Сотрудничество со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер.

Стороны Конвенции обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции, мер по борьбе с допингом в спорте.

С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и, в частности, путем согласования:

a) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;

б) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принятых компетентными международными спортивными организациями;

в) методов антидопингового контроля;

г) дисциплинарных процедур, применяющих международно признанные принципы естественной справедливости и гарантирующих уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение; к числу таких принципов, в частности, относятся следующие:

д) орган расследования должен быть отделен от дисциплинарного органа;

е) упомянутые лица имеют право на справедливое разбирательство и право юридической помощи или представительства;

ж) должны существовать четкие и применимые на практике положения, позволяющие подавать апелляцию против любого вынесенного решения;

з) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;

и) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями в самой стране или в какой-либо другой стране.

Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:

a) в проведении достаточного с точки зрения эффективности количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований, но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне их; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных в случае необходимости наугад;

б) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;

в) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;

г) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;

д) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях, упомянутых в статье 5;

е) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.

Международное сотрудничество

Стороны тесно сотрудничают между собой в областях, подпадающих под действие настоящей Конвенции, и поощряют аналогичное сотрудничество между своими спортивными организациями.

2. Стороны обязуются:

a) поощрять свои спортивные организации и содействовать применению положений настоящей Конвенции в рамках всех международных спортивных организаций, в которые они входят, в частности, путем отказа регистрировать мировые или региональные рекорды, не сопровождаемые отрицательными результатами официальной антидопинговой проверки;

б) поощрять сотрудничество между персоналом их лабораторий по антидопинговому контролю, созданных или уже функционирующих в соответствии со статьей 5; и

в) устанавливать двустороннее и многостороннее сотрудничество между их органами, властями и компетентными организациями, с тем чтобы и в международном плане достигнуть целей, определенных статьей 4.1.

3. Стороны, располагающие созданными лабораториями или уже функционирующими в соответствии с критериями, определенными в статье 5, обязуются помогать другим Сторонам в приобретении опыта, компетенции, навыков, которые необходимы им для создания своих собственных лабораторий.

Передача информации

Каждая Сторона передает Генеральному секретарю Совета Европы на одном из официальных языков Совета Европы всю необходимую информацию в отношении принятых законодательных и других мер, направленных на соблюдение положений настоящей Конвенции.

В целях Конвенции учреждается группа по рассмотрению действия.

Любая Сторона может быть представлена одним или несколькими делегатами. Каждая Сторона имеет один голос.

Любое государство, для которого имеет место момент подписания или момент передачи своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении может указать территорию или территории, к которым будет применяться Конвенция и еще не являющееся участником настоящей Конвенции, может направить в группу своего наблюдателя.

Группа на основе единогласно принятого решения может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы и не присоединившееся к Конвенции, а также любую спортивную или профессиональную организацию направить наблюдателя на одно или несколько своих заседаний.

Группа созывается Генеральным секретарем. Первое заседание группы проводится в кратчайшие сроки и в любом случае не позднее одного года со дня вступления в силу Конвенции. Впоследствии по инициативе Генерального секретаря или одной из Сторон группа проводит заседание по мере необходимости.

Большинство Сторон составляют кворум, необходимый для проведения совещания группы по рассмотрению действия.

Заседания группы являются закрытыми .

С учетом положений настоящей Конвенции группа устанавливает собственные правила процедуры и принимает их консенсусом.

Группа по рассмотрению действия призвана наблюдать за выполнением Конвенции. В частности, группа может:

a) проводить на постоянной основе обзор положений настоящей Конвенции и в случае необходимости рассматривать изменения;

б) утверждать возможные изменения и перечень фармакологических классов допинговых средств и методов, запрещенных компетентными международными организациями; а также критерии аккредитации лабораторий и любые возможные изменения, принятые вышеперечисленными организациями, а также устанавливать дату вступления в силу принятых решений;

в) проводить консультации с соответствующими спортивными организациями;

ж) вносить любое предложение, направленное на повышение действенности настоящей Конвенции.

Для выполнения стоящих перед ней задач группа по рассмотрению действия может по собственной инициативе предусматривать проведение совещаний групп экспертов.

После каждого заседания группа по рассмотрению действия передает в Комитет министров Совета Европы доклад о своей работе и действии Конвенции.

Поправки к статьям настоящей Конвенции могут быть предложены одной из Сторон, Комитетом министров Совета Европы или группой по рассмотрению действия.

Любое предложение о поправке сообщается Генеральным секретарем Совета Европы государствам, упомянутым в Конвенции, и любому государству, которое присоединилось или которому было предложено присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями Конвенции..

Любая поправка, предложенная одной из Сторон или Комитетом министров, сообщается группе по рассмотрению действий, по крайней мере, за два месяца до совещания, на котором эта поправка должна рассматриваться. Группа представляет Комитету министров свое мнение по предлагаемой поправке в случае необходимости после консультаций с компетентными спортивными организациями.

Комитет министров рассматривает предлагаемую поправку, а также любое мнение, представленное группой по рассмотрению действия, и может принять поправку.

Любая поправка, принятая в соответствии Конвенцией, вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением одномесячного срока после даты, на которую все Стороны информировали Генерального секретаря о принятии ими вышеупомянутой поправки.

Ключевые слова: допинг, профилактика

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к предотвращению допинга в спортивной среде, принципы профилактической деятельности, специфика профилактики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями.

Contemporary approaches to doping prevention in sports

Shelkov O. M., PhD, Professor, Director. Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»

Dr. Gretsov A. G., Ed. D., Assistant Professor. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Badrak K. A., PhD, Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»

Shelkova L. N., PhD, Assistant Professor. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Keywords: doping, prevention

Abstract. This article addresses psychological and pedagogical approaches to the prevention of doping in sports environment, principles of anti-doping education, and specific aspects of prevention in sports for individuals with intellectual disabilities

Активность антидопинговой пропаганды в последние годы стабильно возрастает, однако проблема допинга продолжает оставаться крайне актуальной. По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), сегодня в мире допинговые препараты употребляют 15,5 млн. человек, из которых только 35 % являются профессиональными спортсменами. Таким образом, проблема вышла за пределы большого спорта, а ее обострению способствует высокодоходная индустрия «боди-имиджа», пропагандирующая запрещенные препараты как способ улучшения физической формы, снижения веса, повышения уровня активности.

В настоящее время существуют две тенденции, направленные на решение проблемы допинга:

2) полная или частичная легализация допинга.

В Российской Федерации интенсивно развивается сотрудничество с международными организациями, межгосударственными объединениями, коалициями. Главная идея, формирующая этот путь, гласит - «допинг ставит под угрозу этические принципы и воспитательные ценности, закрепленные в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО и Олимпийской хартии» (Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте, 1989). Антидопинговая политика рассматривается и в документах Организации объединенных наций.

Главным организующим и контролирующим институтом мирового спортивного движения по борьбе с допингом является Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), которое и определяет общие правила. Одним из важнейших направлений в работе ВАДА является проведение научных исследований и разработка новейших методов для борьбы с допингом. Образовательные программы признаны обязательной частью деятельности всех антидопинговых организаций.

Одним из направлений деятельности организаций, занимающихся проблемами борьбы с применением допинга в спорте, является выпуск и распространение различных справочных и методических материалов, призванных оказать помощь в проведении профилактической работы. Они составляются на основании документов, регламентирующих образовательную деятельность по борьбе с допингом в спорте.

В то же время, само по себе наличие программных и методических материалов не позволит полностью решить проблему формирования zero tolerance - нулевой терпимости к допингу. Как показали последние исследования, проблемы такого плана наиболее эффективно могут быть решены при помощи применения гуманитарных технологий, в первую очередь, рефлексивного вида.

Обобщая российский и мировой опыт, можно выделить несколько подходов к профилактике негативных социальных явлений:

1) информационный подход: распространение сведений о негативных последствиях употребления допинга для личности и общества, деструктивном характере и опасности такого поведения;

2) трактовка допинга как следствия проблемности и неразвитости эмоциональной сферы; направленность профилактических мероприятий на выработку навыков рефлексии и саморегуляции, развитие так называемого «эмоционального интеллекта»;

3) трактовка применения запрещенных препаратов как последствия отсутствия важных жизненных навыков, неумения конструктивно справляться с проблемами и достигать поставленных целей другими путями; направленность профилактических мероприятий на формирование таких умений и навыков;

4) акцент на влиянии социальных факторов. Профилактические программы в рамках этого подхода направлены на выработку умения противостоять негативному влиянию социального окружения, нормализацию отношений детей и подростков со сверстниками и с взрослыми;

5) укрепление в глазах молодежи ценности здоровья как источника жизненного благополучия, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;

6) приобщение молодежи к видам деятельности и к жизненным ценностям, несовместимых с употреблением запрещенных препаратов.

Модели различных форм физкультурно-спортивной деятельности при организации первичной профилактики применения допинга среди подростков и молодежи состоят из следующих компонентов: психофизический компонент; антидопинговая пропаганда; подготовка спортивно-педагогических кадров.

Для организации профилактической деятельности необходимо хорошо знать те структурные компоненты, из которых она состоит. С этой точки зрения в обучении, как и в других видах деятельности, выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

Учет имеющихся особенностей определил основные принципы реализации организационно-педагогической системы, применение которых необходимо для развития физической культуры личности, формирования ценности здорового образа жизни.

Основными принципами построения системы физкультурно-профилактической работы должны стать: 1) непрерывность; 2) целостность; 3) личностно ориентированный характер системы.

Как показала практика, исключительно перспективным направлением деятельности по предотвращению использования допинга в спорте являются разработка и внедрение педагогических, организационно-управленческих, спортивно-массовых, информационно-пропагандистских и иных моделей физкультурно-профилактической работы в молодежной среде на основе олимпийского образования. Актуальность и огромный воспитательный потенциал олимпийского образования в настоящее время признаны во всем мире.

Наибольшую трудность в реализации эффективных методов и технологий антидопинговой работы представляет контингент спортсменов с интеллектуальными (ментальными) нарушениями.

Основные ограничения познавательной деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями состоят в следующем:

1) понятия не могут быть осмыслены в обобщенном, абстрактном ключе: любое понятие сводится к конкретному, единичному образу либо предмету, либо знакомой по личному опыту ситуации; такой человек мыслит не обобщенными логическими категориями, а частными фактами;

2) размышляя о какой-либо ситуации или осмысливая процесс, человек может единовременно принять в расчет только один его аспект; мышление протекает линейно, известные факты анализируются последовательно один за другим, но, оказывается, практически невозможно принять в расчет сразу несколько из них;

3) любые рассуждения проецируются на конкретные, единичные факты, прежде всего - лично знакомые человеку по собственному жизненному опыту;

4) мировосприятие центрировано на личной позиции; необходимость мысленно встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами вызывает серьезные затруднения или, оказывается, полностью невозможна;

5) предметы, явления и высказывания воспринимаются буквально, в их непосредственной данности. В частности, это проявляется в том, что лица с интеллектуальными нарушениями почти не понимают смысл иносказаний (например, если их просят объяснить смысл поговорки, в которой упоминаются животные, они и отвечают, что речь идет о животных);

6) выводы о причинно-следственных связях делаются не на основе логического анализа взаимной обусловленности событий, а на основе их смежности во времени или в пространстве. Так, если события следуют одно за другим, лица с интеллектуальными нарушениями обычно трактуют второе из них как следствие первого, даже если в реальности между ними нет абсолютно никакой связи;

7) представления о собственном будущем либо вообще отсутствуют, либо носят характер мечтаний, никак не связанных с действиями в данный момент (так называемая «разорванность временной перспективы»), поэтому крайне слабо действуют традиционные аргументы о том, что употребление запрещенных препаратов может в будущем вызвать проблемы со здоровьем.

Учитывая отмеченные особенности когнитивной сферы, подача информации о проблеме допинга для лиц с интеллектуальными нарушениями должна базироваться на следующих принципах: 1) конкретность; 2) наглядность; 3) эмоциональность; 4) линейная организация материала; 5) четкая поляризация по оценочной шкале «хорошо - плохо».

В ходе решения задач по предотвращению допинга в спорте проводилось исследование по разработке недопинговых средств повышения работоспособности спортсменов. Выбраны следующие направления: фармакологические средства повышения тренированности; индивидуальное питание как средство повышения работоспособности; психофизиологические методы повышения тренированности; применение энергетических стимуляторов для повышения тренированности; научно обоснованные тренировочные программы подготовки спортсменов; использование эргогенных средств в практике спортивной подготовки.

Выявлено, что информационно-профилактическая антинаркотическая и антидопинговая работа с учащимися образовательных учреждений спортивной направленности должна совершенствоваться в таких направлениях, как: внедрение инновационных организационных форм воспитательной работы; актуализация педагогических воздействий на все компоненты личности юных спортсменов; формирование негативного отношения к вредным привычкам; ориентация на гуманистические и олимпийские идеалы; улучшение материально-технического обеспечения.

Эффективность антидопинговой профилактической деятельности во многом определяется разработкой и внедрением научно-методических, информационно-образовательных, учебных, организационно-управляющих, агитационно-пропагандистских программ в систему высшего профессионального и дополнительного физкультурно-спортивного образования. Однако эффективность данной деятельности во многом обусловлена разработкой и внедрением современных информационных систем для различных категорий пользователей.

Важнейшим звеном при разработке антидопинговых информационных материалов является теоретико-методологическая проработка концептуальных моделей и методических подходов к антидопинговой работе среди различных половозрастных групп населения России.

Предложенный подход в освещении проблемы использования допингов в спорте, помимо раскрытия общетеоретических вопросов применения допинга в спорте и жизни, изложения программ или методов антидопинговой работы, направленной на исследование возникновения данной проблемы в рамках социального и индивидуально-психологического развития подростков и молодежи. Внимание специалистов сконцентрировано на вопросах о том, какое место занимает допинг в контексте воспитательной и социализирующей функций спорта, и, соответственно, как предотвратить его негативное влияние, как избежать деформации системы жизненных ценностей молодого спортсмена.

Такой подход, по нашему мнению, является более перспективным, нежели традиционное распространение информации о вреде и опасности допинговых веществ, и представляет собой новую обоснованную технологию противодействия применения допингов в спорте. Она подкреплена разработанной, изданной и распространяемой литературой по проблеме исследования, а также проведением семинаров, мастер-классов, Интернет-совещаний и конференций по антидопинговой тематике.

Литература

  1. Бадрак К. А. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте: Образовательная программа и методические рекомендации / К. А. Бадрак; под ред. О. М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 64 с.
  2. Грецов А. Г. Методика противодействия допингу среди занимающихся спортом лиц с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации / А. Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2014. - 53 с.
  3. Чурганов О. А. Допинг и здоровье: Методическое пособие / О. А. Чурганов, Е. А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с.

1. Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также - запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).

2. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами , утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее также - антидопинговые правила).

3. Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько следующих нарушений:

1) использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

2) наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

3) отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;

4) нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во внесоревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;

5) фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

6) обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

8) использование или попытка использования, назначение или попытка назначения запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Осуществление действий, указанных в пунктах 1 , - 8 части 3 настоящей статьи, не является нарушением антидопинговых правил, если на момент их совершения имелось разрешение на терапевтическое использование запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, выданное в соответствии с Международным стандартом по терапевтическому использованию запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства, либо существовали предусмотренные этим Международным стандартом обстоятельства, позволяющие выдать такое разрешение после совершения указанных действий.

4. Не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, специалистами по спортивной медицине, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Допинг-контроль представляет собой процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

6. Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

7. Тестирование осуществляется как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании, если правилами международной спортивной федерации по соответствующему виду спорта или иной международной антидопинговой организацией либо общероссийской антидопинговой организацией не предусмотрено иное. Время, не включенное в соревновательный период, является внесоревновательным периодом.

8. Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

1) проведение допинг-контроля;

2) установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

3) предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

4) повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

5) включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

7) проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

8) проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

9) оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

11) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

9. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним:

4) принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 настоящей статьи;

4.1) утверждает порядок информирования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения об изменениях в перечнях субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

10. Общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;

2) предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

3) уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

5) применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

6) информировать о примененных санкциях федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;

6.1) определять должностных лиц, ответственных за организацию работы общероссийской спортивной федерации и (или) профессиональной спортивной лиги по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, российской антидопинговой организацией. Соответствующее должностное лицо общероссийской спортивной федерации также взаимодействует с международной спортивной федерацией, соответствующее должностное лицо профессиональной спортивной лиги - с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта; 13. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере здравоохранения, определяет должностное лицо, ответственное за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Фев 25, 2015 Фев 25, 2015 by vaulter

Проблема допинга является одной из самых сложных в современном спорте. Применение допинга спортсменами не только наносит ущерб их собственному здоровью, но и подрывает идеологические основы спорта.

Эта проблема содержит и нравственный аспект: ведь употребление допинга ведёт к неравенству условий для участников соревнований, и это неравенство вытекает не из уровня подготовленности, что предусматривается правилами соревнований в любом виде спорта, а определяется уровнем развития фармакологической промышленности, медицинской науки и экономическими возможностями их привлечения в спортивную сферу.

Допинг в спорте — это фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата.

В настоящее время к допинговым средствам относят препараты следующих групп :

  • Стимуляторы (стимуляторы центральной нервной системы, симпатомиметики, анальгетики).
  • Наркотики (наркотические анальгетики).
  • Анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства.
  • Бетаблокаторы.
  • Диуретики.

К допинговым методам относятся :

  • Кровяной допинг.
  • Фармакологические, химические и механические манипуляции с биологическими жидкостями.

С точки зрения достигаемого эффекта спортивные допинги можно условно разделить на две основные группы :

  1. препараты, применяемые непосредственно в период соревнований для кратковременной стимуляции работоспособности, психического и физического тонуса спортсмена;
  2. препараты, применяемые в течение длительного времени в ходе тренировочного процесса для наращивания мышечной массы и обеспечения адаптации спортсмена к максимальным физическим нагрузкам.

По мнению многих специалистов использование допинга во время Олимпийских игр началось с самого дня основания соревнований в 776 г. до н. э. Участники игр принимали галлюциногенные и болеутоляющие экстракты из грибов, различных трав и вина, и тогда это было не запрещено.

Первый зарегистрированный современный случай употребления допинга всплыл в 1865 г. с голландскими пловцами, использовавшими стимуляторы. В том же году зарегистрировали и первую жертву: от употребления допинга умер спортсмен-велосипедист. Это, впрочем, никого не остановило: к моменту возобновления в 1896 г. Олимпийских игр спортсмены уже довольно широко пользовались стимуляторами.

На Олимпийских играх 1904 г. американца Томаса Хикса, выигравшего марафонский забег, откачивали четверо врачей после приёма бренди с добавлением кокаина и стрихнина в качестве стимулятора. К 1932 г. спринтеры экспериментировали с нитроглицерином, пытаясь расширить их коронарные артерии, а позже они начали экспериментировать с бензидрином.

Но реальным началом современной эры допинга нужно считать 1935 г., когда был создан инъекционный тестостерон, сначала используемый нацистскими докторами для повышения агрессии у солдат, чуть позже он уверенно вошел в спорт с олимпийскими атлетами Германии в 1936 г. на Берлинской Олимпиаде.

В 1955 г. физиолог Джон Циглер разработал для сборной США по тяжелой атлетике модифицированную молекулу синтетического тестостерона с увеличенными анаболическими свойствами. Это был первый искусственный анаболический стероид - метандростенолон .

Смерть велосипедиста Кнуда Йенсена во время велогонки на Олимпийских играх в Риме в 1960 г., причиной которой стало применение амфетаминов, ускорила внедрение тестирований спортсменов. В 1966 г. Международный союз велосипедистов и Международная футбольная федерация вводят обязательную процедуру тестирования во время соревнований. В 1967 г. Международный олимпийский комитет создает Медицинскую комиссию и издает первый список запрещенных субстанций.

Первые тесты на допинг были проведены на Зимних олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Большинство международных спортивных федераций начали проводить тестирование к 1970 году. В 1998 году во время велогонки «Тур де Франс» полиция в ходе специального рейда обнаружила большое количество запрещенных препаратов. Это событие, получившее большой общественный резонанс, привело к переоценке роли правительств в противодействии допингу.

МОК инициировал проведение в 1999 году в Лозанне Первой Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте , в которой приняли участие представители олимпийского движения, правительств, межправительственных и неправительственных организаций. В соответствии с рекомендациями конференции, 10 ноября 1999 г. было создано Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).

Основной причиной широкого распространения допинга в современном спорте является убежденность многих тренеров и спортсменов в том, что без применения запрещённых веществ и методов невозможно достичь высоких спортивных результатов. Существующая система допинг-контроля в значительной степени ограничивает масштабы применения спортсменами запрещенных веществ и методов, в основном, в спорте высших достижений. Однако кардинально проблему допинга в современном спорте она не решает. Вопросы, касающиеся применения допинга в спорте, давно привлекают к себе внимание как профессиональных спортсменов, так и людей, занимающихся любительским спортом.

Основной составляющей любой антидопинговой программы служат мероприятия допинг-контроля. Допинг-контроль - это сложный многоступенчатый процесс, который включает:

  • – планирование тестирования;
  • – предоставление информации о местонахождении;
  • – сбор и транспортировку проб;
  • – лабораторные исследования;
  • – запросы на терапевтическое использование;
  • – обработку результатов;
  • – проведение слушаний и рассмотрение апелляций.

Спортсмен может быть протестирован в любом месте, как во время, так и вне соревнований, с 6 до 23 ч. При этом количество тестирований в год никак не оговаривается и зависит от плана антидопинговых организаций. Сбор проб осуществляется специально обученным персоналом, инспектором допинг-контроля и инспектором по сбору крови. В проведении мероприятий допинг-контроля участвуют несколько специфических структур и организаций. Планирование сбора проб, непосредственно их сбор и транспортировку, а также обработку результатов проводит антидопинговая организация, выступившая инициатором сбора проб. Исследование проб проводится в аккредитованной ВАДА независимой антидопинговой лаборатории, выбор которой зависит от антидопинговой организации.

Решение о выдаче разрешения на терапевтическое использование принимает независимый Комитет по терапевтическому использованию, а решение о санкциях к спортсмену - независимый Дисциплинарный антидопинговый комитет. Рассмотрение апелляций спортсменов международного уровня проводит Спортивный арбитражный суд в Лозанне.

Каждый из разделов допинг-контроля основан на Кодексе, международных стандартах ВАДА, национальных антидопинговых правилах и национальном законодательстве. Система планирования тестирований основывается на оценке риска применения запрещённых веществ в разных видах спорта. Антидопинговые организации анализируют, насколько может быть эффективен допинг в различных видах спорта в соревновательный и тренировочный периоды, и на основании этого планируют сбор проб. Это позволяет проводить тесты целевым образом, а не тестировать всех подряд.

При планировании тестирований в расчёт берётся ряд показателей, например, сезонный график тренировок и соревнований, требования к физической подготовке в различных видах спорта, возможные схемы приёма различных препаратов, спортивные результаты спортсмена, его предшествующая допинговая история и др.

Для более эффективного планирования и проведения целевых тестирований была разработана программа по созданию биологического паспорта спортсмен а. Речь идет о системе сбора и обработки информации о некоторых биологических параметрах спортсмена. На основе этой информации становится возможным заподозрить применение различных запрещенных субстанций и методов, что может служить основанием как для внезапного тестирования, так и для применения санкций. В мировой практике уже были случаи дисквалификации спортсменов на основании данных биопаспорта.

Допинг-контроль является важнейшей составной частью комплексной программы мероприятий, направленных на предотвращение применения спортсменами запрещённых (допинговых) средств.

Читайте также:
  1. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.
  2. Вопрос 3. Правила поведения и способы выживания людей при авариях и катастрофах на транспорте.
  3. Инвестиции во внеоборотные активы на железнодорожном транспорте.
  4. Методика ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ на железнодорожном транспорте.
  5. Множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий
  6. Направление использования чистой прибыли и дивидендная политика на железнодорожном транспорте.
  7. Особенности регулирования трудовых отношений в профессиональном спорте.
  8. Осуществление мероприятий, направленных на предотвращение возникновения работ, выявленных с нарушением
  9. Порядок признания доходов от перевозок на железнодорожном транспорте. Обработка перевозочных документов.

Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также с учетом решений Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства, иных международных спортивных организаций.

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают:

Обеспечение проведения всех этапов допинг-контроля;

Установление ответственности спортсменов, тренеров, иных лиц за допинг в спорте;

Проведение антидопинговой пропаганды, в том числе путем организации лекций, семинаров и в иных формах;

Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

проведение научных исследований, осуществление иных мер (проведение мероприятий), направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

Допинг-контроль в современном спорте начался с 1968 года (с олимпиады в Мехико) и совершенствуется год от года, как впрочем, и спортивная фармакология.

Под допинг-контролем понимается регламентированный процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

К допинг-контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства, животные, участвующие в спортивных соревнованиях, в порядке и на условиях, установленных Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь.

Допинг-контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва и специализированных по спорту классов учреждений общего среднего образования, спортсменов – учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, животных, участвующих в спортивных соревнованиях, осуществляемый по решению Национального антидопингового агентства, проводится за счет средств республиканского бюджета. Допинговый контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.



Организаторы спортивных мероприятий обязаны оказывать содействие организациям, осуществляющим допинг-контроль, и обеспечивать условия для проведения допинг-контроля.

Принятый у нас в стране регламент организации и проведения процедуры допинг-контроля полностью соответствует требованиям Медицинской комиссии МОК. Процедура допинг-контроля состоит из следующих этапов: отбор биологических проб для анализа, физико-химическое исследование отобранных проб и оформление заключения, наложение санкций на нарушителей.

Во время соревнований, спортсмен получает уведомление о том, что согласно правилам, он должен пройти допинг-контроль. В обязательном порядке допинг-контроль проходят победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, а также по решению комиссии один из несколько спортсменов, не занявших призовых мест (они выбираются по жребию). После выступления, указанные спортсмены направляются в комнату допинг-контроля. Здесь спортсмен сам выбирает емкость для сбора пробы мочи на анализ. Затем, в присутствии наблюдателя происходит сдача пробы мочи. (Наблюдатель следит за тем, чтобы не было фальсификации пробы). После сдачи пробы, на сосуд наклеивается номер, который также выбирает сам спортсмен. После этого, полученная биологическая проба делится на две равные части - пробы А и В, которые опечатываются и им присваивается определенный код. Таким образом, фамилия спортсмена, не упоминается ни на каком из рабочих этапов (для соблюдения полной анонимности). Копии кодов наклеивают на протокол допинг-контроля. Затем пробы упаковывают в контейнеры для перевозки и отвозят в лабораторию допинг-контроля. Перед подписанием протокола допинг-контроля спортсмен обязан сообщить комиссии названия всех лекарств, которые он принимал перед соревнованием (т.к. некоторые лекарства содержат запрещенные средства в минимальных количествах, например, солутан). После подписания протокола допинг-контроля спортсмену остается только ожидать результатов анализа. Согласно регламенту проведения допинг-контроля анализу подвергается проба А, причем не позднее, чем через 3 суток после взятия биологической пробы. В случае обнаружения в ней запрещенных препаратов, вскрывается и анализируется проба В. При вскрытии пробы В может присутствовать либо сам спортсмен, либо его доверенное лицо. Если в пробе В также обнаруживаются запрещенные средства, то спортсмен подвергается соответствующим санкциям. Если же в пробе В не обнаруживают запрещенного препарата, то заключение по анализу биопробы А признается недостоверным и санкции к спортсмену не применяются.



Отказ спортсмена от прохождения допинг-контроля или попытка фальсифицировать его результат рассматриваются как признание им факта применения допингов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Фальсификация результатов допингового контроля заключается в различного рода манипуляциях, направленных на искажение его результатов. К попыткам фальсификации спортсмены могут прибегать, когда они заведомо уверены в положительном результате анализа биологических проб на допинг. При этом возможны попытки подмены мочи (катетеризация и введение в мочевой пузырь чужеродной, заведомо свободной от запрещенных препаратов мочи, или имитирующей мочу жидкости; использование микроконтейнеров; умышленное загрязнение мочи ароматическими соединениями, затрудняющими идентификацию допингов). К запрещенным манипуляциям относят также специальные хирургические операции (например, подшивание под кожу ткани плаценты). Применяемые для определения допинга физико-химические методы анализа биологических проб мочи (хроматографические, массоспектрометрические, радиоимунные, иммуноферментные и др.) весьма чувствительны и включают компьютерную идентификацию допинговых препаратов и их производных. Они позволяют с высокой точностью определять, все применявшиеся спортсменом, препараты, в том числе использованные в течение последних недель и даже месяцев. Кроме того, отработаны методики, определяющие так называемый «кровяной допинг», т.е. переливание спортсмену собственной или чужой крови перед стартом.

Если раньше допинг-контроль проходили только высококвалифицированные спортсмены и только во время ответственных международных и внутренних соревнований, то сейчас такой контроль проводится не только в соревновательном периоде, но и во время тренировочных занятий; причем тестированию на допинг подлежат все занимающиеся спортом лица, независимо от их спортивной принадлежности.

Спортивные результаты, достигнутые с использованием запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов признаются недействительными организаторами спортивных соревнований.

Спортсмены, тренеры, иные специалисты, а также животные, участвующие в спортивных соревнованиях, за допинг в спорте подлежат спортивной дисквалификации.