Женщина-пилот Капанина Светлана: биография, деятельность и интересные факты. Капанина Светлана Владимировна: биография, достижения, личная жизнь Светлана капанина биография личная жизнь

И еще один пост про вдохновляющих людей.
Посмотрите, какая потрясающая женщина -

Это Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор "ОКБ Сухого".

Впервые о Светлане мне рассказал отец. Я тогда еще имела привычку спорить, если в Интернете кто-то не прав. И меня угораздило схлестнуться на просторах Сети с одним мерзавцем (это не ругательство, это спокойное объективное определение с моей стороны), который под опубликованным к 9 Мая стихотворением Друниной про девушку-солдата начал писать гадости на тему того, что, мол, знаем, зачем все эти... тащились на войну, припомнил мерзкую аббревиатуру ППЖ, а в итоге договорился до принципиальной неспособности женщины представлять из себя не то что боевую единицу - вообще делать что-то за пределами кухни и детской. И тогда папа рассказал мне про Капанину. Своего опппонента я, конечно, ни в чем не переубедила, но зато образ бесстрашной покорительницы воздуха запал в душу. И вот сейчас я о ней вспомнила и хочу в свою очередь рассказать.

Будущая летчица родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих. Ее отец работал таксистом и увлекался фигурным автовождением на льду, по его примеру Светлана с детства тянулась к спорту - были и мопеды, и мотоциклы, и бег на короткие дистанции. Шесть лет отдала спортивной гимнастике, сдала нормативы кандидата в мастера спорта. Светлану даже звали в школу олимпийского резерва - не пошла, так как туда не пригласили ее преподавательницу.
После восьмого класса Светлана поступила в Целиноградское медучилище на фармацевтическое отделение. Окна общежития выходили на летное поле, и девушка могла видеть тренировки спортсменов. Возникло желание попробовать себя в прыжках с парашютом, однако тогда с занятиями "не срослось".
После училища девушка попала по распределению в Курган, где уже через месяц пришла в местный аэроклуб. Там случайно встретившийся инструктор уговорил ее вместо парашютного спорта заняться пилотированием. Однако первый, после нескольких месяцев наземной теории, спокойный горизонтальный полет Светлану разочаровал. Из спорта не дал уйти замечательный летный инструктор А.В.Рукавишников. Он по достоинству оценил и спортивный характер девушки, и хорошую физическую подготовку, приобретенную годами гимнастических тренировок. Чтобы заинтересовать перспективную ученицу, он устроил Светлане "прогонный полет" по всем правилам высшего пилотажа.

"Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…"

Светлану оформили на работу техником-электриком связи при аэроклубе. И начались полеты. Со второго года ее инструктором стал Леонид Солодовников. Многие отговаривали ее, пугая его невыносимым характером. Однако девушка сумела сработаться с резким и требовательным учителем. Тренер не прощал ей малейшей неточности, заставляя отрабатывать не одну сотню раз каждое упражнение, повторяя: «Человек может простить, небо - никогда». Через три года она стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и членом сборной страны. За Леонида Солодовникова она вышла замуж.

"Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете - или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения".

В 1993 г. на Чемпионате Европы в Италии Капанина взяла серебро и вместе с медалью получила звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников - звание заслуженного тренера РФ. Они начинают подготовку к чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится через год в Испании. Но через год Леонид погибает - нелепо, невозможно. Это стало тяжелейшим ударом для летчицы. Вместо синего неба перед глазами распахивалась бездна горя и одиночества. Близкие полагали, что Светлана оставит полеты.
Однако женщина предпочла лечить горе тренировками. На крутых виражах личная трагедия отступала, отходила на второй план.Признанием в любви погибшему мужу стало ее выступление на Кубке мира. Под музыку «Юноны и Авось» она исполнила танец в небе, сравнимый разве что с лучшими номерами звезд фигурного катания. Выступление называлось «Аллилуйя любви».
А потом были США. 18-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. 79 летчиков из 23 стран. О победе американцев говорили как о деле решенном: у каждого свой личный тренер и персональный самолет. Лучший отель для отдыха.
Русские же в пустыне, на жаре, вручную собирали самолеты. Все были асами своего дела, но катастрофически не хватало часов налета - едва ли пятая часть от обязательной спортивной нормы. Не хватало денег, питались скудно, экономя на всем.
Соревнования по высшему пилотажу проходят в несколько этапов. Первый - обязательная программа - домашние заготовки из сложнейших фигур. Второй - произвольная программа. Третий - темная программа, которая составляется из фигур, заявленных каждой командой. Жюри выбирает 15 из них и оглашает программу за сутки до вылета. Сами летчики говорят, что отдельные элементы этого упражнения невозможно описать словами. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.
Светлана чувствовала себя плохо, самолет откровенно барахлил. Судьи ничего не заметили, но все же команда находилась на грани провала. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня, за это время летчики успели восстановить силы и исправить все проблемы в машинах.
Россия победила в командном первенстве. Капанина стала абсолютной чемпионкой мира, завоевав 4 золотых медали. Власти штата Оклахома назвали ее лучшим пилотом чемпионата. Американца вручили Светлане позолоченный ключ и присвоили звание почетного гражданина штата.
После такого триумфа один из западных журналистов написал о победительнице: «Светлана Капанина относится к числу тех характеров, которые способны изменить ход событий самым непредсказуемым образом, в стиле Джеймса Бонда».

А потом - Китай. И ставший легендарным пролет в узком, как игольное ушко, ущелье между скалами. Это рискованное предприятие Светлане предложил один из организаторв Кубка мира. Сначала женщина отказалась. Но, услышав, как у нее за спиной асы говорят, что она струсила, - решила, что полетит.
Ущелья в Китае - узкие и непредсказуемые. Все летчики знают их коварство, побороть которое способны лишь асы из асов.
Светлана на своем "Су-26" набирает скорость и ставит самолет "на нож" - но его бросает на каменную стену. Сделав шесть "бочек", летчица триумфально вырывается из каменной западни. Теперь никто не сомневается в том, что она - лучшая.

Сейчас Светлана может гордиться внушительным списком побед:
- Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
- Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных Игр среди женщин (1997, 2001).
- Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
- Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
- Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).
- Тридцативосьмикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).
- Восьмикратная Чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).
- Семнадцатикратная Чемпионка Европы (1997, 2006, 2014).
-Обладатель 67 золотых, 22 серебряных, 12 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ.
Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег. Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Светлана замужем, у нее сын и дочь. Дети уже сейчас хотят летать, как их мама.
"После рождения Пересвета (сына), недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой".
Через полгода после рождения сына Светлана в очередной раз завоевала звание абсолютной чемпионки.

"Пока душа поет и летается - буду летать. Не почувствую радость от полета - закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее - из-за отсутствия самолета. Ну а форм саморазвития много. Работа над собой - это и есть главное, зачем мы приходим на землю".

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

Авиаспорт, как и автогонки, считается уделом мужской половины человечества. Она разрушила этот стереотип. Уже много лет ее имя входит в десятку сильнейших летчиков мира. Обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия», семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу среди женщин – за всеми этими титулами стоит великолепная Светлана Капанина, красивая женщина с сильным характером.


— Светлана Владимировна, расскажите про Вашу семью, кто-то из Ваших родственников летает?

Нет, семья у меня не «авиационная». Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. Впоследствии «баранку» таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время — бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательные сестра Лариса и брат Олег.

— С чего начался Ваш путь в профессиональный спорт?

— Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов. Очень многое в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала нам, своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств.


После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле — чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров, они меня не впечатляли, а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек мы отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями…

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб. Иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает меня и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а «записаться на самолеты». Ну и записалась. Несколько месяцев занималась теорией — самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и «прокатили» (по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов), то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

— Как же так получилось: полет не впечатлил, а в авиашколе Вы остались?

— С трудом уволившись из аптеки, – в те времена было очень строго с отработкой по распределению после учебы, – собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: «Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж». Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: «Он и обезьяну летать научит…» Александр Васильевич сразу уловил мой спортивный характер, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, «перспективного спортсмена». Очень благодарна ему за настойчивость, с которой он убеждал меня остаться.

В общем, погостила я дома и вернулась, думала, что на несколько дней — уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич – он стал потом моим тренером – устроил «настоящий прогон», а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать. Взлетели. У Солодовникова пилотаж строгий, четкий, с большими перегрузками. У меня голова вправо-влево, бьется об фонарь! Земля-небо, все вращается! То тебя пытается выбросить из сидения, то наоборот вжимает, скальп вверх-вниз, руки-ноги летают по кабине, педали, ручка — все ходуном…

Я была в таком восторге, в таком колоссальном шоке! Этот шок пронесла через всю жизнь! Больше таких ощущений никогда не испытывала. Если все было бы постепенно, то есть первый полет начался с обучения, — никогда, наверное, не почувствовала бы таких неземных, ярких ощущений!

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК — и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: «Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!» Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: «Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь».

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал… Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам… С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь… Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась. Он мой «ангел-хранитель».

— Когда Вы почувствовали, что небо Вам покорилось?

— Небо не покорить. Оно может или принять, или не впустить в себя. Примет — и ты купаешься в нем, становишься частью этого безбрежного бытия… Не принимает — пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься. Покоряется не небо, а самолет — когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается…

— Как формируется стиль, почерк пилота? Меняется ли он со временем?

— Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете — или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения.


— Расскажите, как Вы попали в сборную России по высшему пилотажу?

— Меня пригласил Касум Гусейнович Нажмудинов, главный тренер сборной, это было в 1991 году.

Первые сборы прошли ужасно. Пришла такая девчонка, которая мало что из себя представляет, неизвестно, вырастет ли из нее вообще во что-нибудь. Но, видно, почуяв конкуренцию, остальные члены сборной стали меня «вышибать». Было настолько обидно, я даже плакала. Я выросла среди мальчишек, здесь тоже в основном ребята… и непонятно, за что тебя за спиной обливают грязью. Решила: больше в эту команду не поеду, не нужны никакие чемпионаты мира, никакие СУ-26! И правда, на следующие сборы не поехала.

Но позже все же стала летать в сборной, попыталась отстраниться от команды, дружила с техниками. На их поддержке выехала. Знаете, дружба в команде — это важно. Когда не только «каждый сам за себя». Хочется честных взаимоотношений, поддержки, плеча.

— Вы семь раз брали мировое «золото», многократно становились абсолютной чемпионкой России. У Вас есть ученики, последователи высшей школы пилотажа?

— Если честно, то на тренерскую работу пока нет времени. Соревнования, сборы, тренировки, переезды… Всё успеть невозможно. В 1995 году я окончила экстернат Калужского летно-технического училища по специальности летчик-инструктор и, конечно, опытом делиться буду.

— Как Вы относитесь к своим наградам и победам? Какая медаль для Вас самая важная?

— Поначалу, наверное, гордилась своими наградами, а сейчас — это лишь результат проделанной работы. И уже не так важна победа (хотя и это имеет место быть), — для меня и для многих других пилотов-профи большее значение имеет, как отлетал, что создал нового, чем порадовал. Больше радует творчество, чем чисто спортивные наработки ради победы. Ну а медали – каждая дорога по своему. За каждую заплачена своя цена. Они, как километровые столбы — наверное, какие-то вехи, но об этом я буду задумываться позже. Ведь пока еще летаю…

— Насколько для Вас важно сделать каждый полет идеально?

— Хочется каждый полет отлетать идеально. «Все, что я делаю – я делаю хорошо!» Для чего плохо летать? Но как бы ты ни старался, бывают внешние факторы, влияющие на полет и тебе не подвластные: ветер, «тяжелый» самолет, слабый двигатель, местность. Поэтому — нет предела совершенству.

— У Вас двое очаровательных детей – Пересвет и Есения, но при этом Вы ни разу не уходили надолго из спорта. Тяжело было восстанавливаться после родов?

— После рождения Пересвета, недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой.

— Как Вы изменились, когда стали мамой?

— Дети – это моя радость. Чем больше они становятся, тем больше становится счастья и любви к ним. Не хочется никуда от детей уезжать. С рождением ребятишек появилась осторожность, лишний раз не кидаюсь в омут с головой. Отчаянности стало меньше, мечтаешь вернуться домой живой, в будущем увидеть их свадьбы, их счастливую взрослую жизнь. Может быть, и полюбоваться ими на пьедестале… Ну, и внуков дождаться!

— Они хотят пойти по маминым стопам?

— Есения хочет летать, как мама, и даже лучше. Хотя я это не приветствую. Пересвет же, как папа, – борется, вроде бы перспективно. Посмотрим — время есть. Главное, пусть будут хорошими и надежными людьми.

— Вам удается отдыхать?

— Я давно не отдыхала. Люблю путешествовать, но пока приходится ездить только на соревнования. Наша команда объездила почти весь мир (не были только в Австралии), но отдыхом эти поездки назвать трудно, равно как и путешествием, из-за постоянного напряжения. Спорт жесток, ему нужно отдаваться целиком, без остатка.

Знаменитая летчица Капанина рассказывает о встрече с Путиным, любви к родине и трудностях российского летного спорта.

[:rsame:]

Если верить ведущему «Момента истины» Андрею Караулову, который «отвечает за каждое свое слово», Владимир Путин пришел в восторг, узнав, что в России есть эта женщина – самая титулованная летчица мира Светлана Капанина. В последние дни 2014-го она получила орден Мужества в Кремле.

Женщина-летчик – оригинально само по себе. Вдвойне удивительно то, что семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу еще летает, побеждает и верит в возрождение российской авиации. Потому что пока все ее победы – не благодаря, а вопреки...

Сборная России – частная лавочка

– Первую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – получила из рук Виктора Черномырдина, который был тогда премьером, – вспоминает Светлана. – В 2002 году, как раз через полтора месяца после того, как родила сынулю Пересвета, Владимир Владимирович вручил мне орден Почета. Затем мои документы несколько раз подавали на Героя России... Но бумаги всегда терялись. И вот спустя 12 лет Владимир Владимирович наградил меня орденом Мужества.

– О чем вы говорили с Путиным? Он не каждый день видит женщину, которая «делает» асов всего мира.

– Владимир Владимирович сказал, что «очень красивая летчица»...

Светлана Капанина в воздухе / Из личного архива

– И всё?

– Что могла – озвучила. Последние годы обстановка в самолетном спорте все хуже и хуже. Нас, четырех членов сборной команды России по высшему пилотажу, поддерживает фирма Сухого. Остальные перебиваются кто как может...

– Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу.

– В России о нас мало кто знает. Зато за границей российские пилоты хорошо известны.

На сегодня сборная команда России по высшему пилотажу – как частная лавочка. Во-первых, из-за неадекватности руководства. Во-вторых, отношение госструктур никакое.

– А что Мутко?

– Давно поднимаю вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных команд России по авиационным видам спорта. Было много встреч и обсуждений. Пока все решается положительно.

Летать не на чем

– Получается, наш высший пилотаж на низшем уровне?

– Весь спорт поделили на олимпийские и неолимпийские виды. Первые имеют всё, вторые не имеют ничего. Грустно. Потому что многие неолимпийские виды спорта приносят стране бо´льшую славу, чем олимпийские.

Я училась мастерству при советской системе ДОСААФ. Не представляете, насколько больно наблюдать, как все разваливается... Средний возраст членов нашей команды – 47 лет. Готовимся не круглый год, а только за два месяца до соревнований. Сосуды головы не подготовлены к большим перегрузкам, особенно отрицательным. Здоровье уходит колоссально...

Светлана Капанина / Александр Алешкин

– Если вы в фирме Сухого, то почему летать не на чем?

– Производство лучших в мире спортивных пилотажных самолетов – СУ-26 и его модификаций – закрыто уже много лет. Говорят, что они устарели. Но это неправда. Если бы они выпускались и периодически модернизировались, то до сих пор были бы лучшими в мире еще лет 20, а то и больше.

– За неимением российских «сушек» летаете вы сейчас на немецком самолете «Экстра-330»...

– Мы только начинаем переходить на «Экстру». Команда до сих пор держалась на «сухих». Сначала было три, потом два, сейчас остался один самолет… Да и его больше ремонтируем, чем летаем... В прошлом году отправились на чемпионат мира на неисправном самолете. Он перегревался и начинал вытворять чудеса со знаком минус. Но команда все равно боролась за призовые места.

Спортсмены сами ищут возможность тренироваться… Много лет ходим с протянутой рукой. Один час налета по старому курсу доллара стоил около 28 тысяч рублей. А сейчас я даже боюсь назвать сумму. Техника иностранная, авиационный бензин в России не выпускается – значит, тоже надо покупать за рубежом. И масло не наше. Поэтому сейчас многие сидят на земле… А в этом году два серьезных старта: чемпионат мира и Всемирные воздушные игры. На чем будем участвовать, как и на какие средства? Не­известно.

[:same:]

– Кто же сдвинет дело с мертвой точки, если даже вы, суперчемпионка, которая встречалась лично с президентом…

– Еще член высшего совета партии «Единая Россия».

– Тем более. Но и это не помогло!

– Вся надежда на министерство спорта и ДОСААФ, куда сейчас назначили нового председателя – Александра Колмакова. Но хватит ли у него сил разгребать эти авгиевы конюшни?..

Мы относимся к техническим видам спорта, но как спорт высших достижений должны финансироваться Минспорта. С другой стороны, авиационный спорт – спорт двойного назначения и без Минобороны нам не выжить. Армия в нас тоже нуждается. Без пилотажа военные летчики – просто извозчики.

Медали и кубки храню в шкафу

– Правда, что в Китае вам хотели памятник поставить?

– И в Китае, и в Японии отношение самое восторженное. Фотографировали меня, снимали мерки. Но сменилось руководство города, и я не знаю, что там с этой идеей.

– Что за история, когда вы на спор пролетели в узком ущелье?

– В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие в горе. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни. А если пролететь, то вообще…

Светлана Капанина / Из личного архива

– Станешь пророком?

– Наверное... Но мне лететь не хотелось. Согласилась, чтобы потом не говорили: «Мужики полетели, а баба опять испугалась». Подходит ко мне корреспондентка: «Как вы будете пролетать через это ущелье?» «А как бы вы, – спрашиваю, – хотели?» И девушка показывает рукой вот так: «на ноже». Вошла в пещеру на правом ноже, обратный полет, на левый нож, вышла многократными управляемыми бочками.

А года через два, тоже в Китае, у нас был полет для занесения в Книгу рекордов Гиннесса: 10 самолетов должны были одновременно пролететь под одним мостом, каждый в своем проеме. Так организаторы, вспомнив пролет в ущелье, посмеялись: «Светлана, ты только бочку фиксированную там не делай – высоты не хватит»…

– Вам предлагали работать за границей?

– И сейчас зовут. В принципе есть вариант уехать... Но я все-таки надеюсь, что у нас что-нибудь изменится.

– Не думали бросить спорт и посвятить себя семье?

– И так стараюсь посвящать себя семье…

– Но полет – это риск.

– Да, после рождения детей ко мне пришло осознание опасности.

– Бочки другие стали?

– Не стали, но в то ущелье уже вряд ли бы полетела. Только если бы это помогло улучшить жилищные условия. Пусть это будет мелко, «по-женски», как говорит мой муж...

– Кстати, где храните медали? Только золотых 69.

– Да… в шкафу они. У меня сестра смеется: «Пригласи к себе «Квартирный вопрос». Пусть оформят тебе комнату, развесят нормально медали, расставят кубки. А то все кучей валяется».

Но и «Квартирный вопрос» не смог бы разместить мои награды – площади маловато.

К небу людей тянуло с древних времен. Что только ни создавалось для покорения голубого пространства над нашей планетой: самодельные крылья, бочки с порохом в качестве летательного аппарата и прочие интересные вещи. Когда же появились первые аэропланы и самолеты, мужчины оккупировали эту технику, считая, что женщинам не место за штурвалом такой машины.

В истории есть множество упоминаний о женщинах-летчиках, но самой выдающейся стала Капанина Светлана. Она так виртуозно управляет небесным транспортом, что множество раз в честь ее полетов звучал гимн страны. Капанина Светлана Владимировна, биография которой интересна и разнообразна, стала героиней нашей сегодняшней статьи. Что же стало причиной ее пристрастия к полетам?

Светлана Капанина: биография

Светлана родилась в рабочей семье 28 декабря 1968 года. Ее родной город находится на территории Казахстана в Акмолинской области.

Уже в начальных классах школы девочка увлекалась быстрой ездой. Учась в четвертом классе, она почти неделю уговаривала родителей приобрести для нее мопед. Получив желанный подарок, она много раз участвовала в юношеских заездах.

Также девочка участвовала в соревнованиях по бегу, так как умела не только быстро ездить, но и быстро бегать.

В это же время она занимается художественной гимнастикой, к шестому классу уже имеет неплохие достижения в этом виде спорта. Она смогла выполнить норматив кандидата в мастера спорта.

Дальнейшее обучение и мечты не связаны

Капанина Светлана мечтала о прыжке с парашютом, хотела почувствовать небо. Также в ее планах было научиться искусству карате, стать бойцом в отряде спецназа. Согласитесь, совсем не девичьи грезы!

Но судьба вела ее к небу с другой стороны. Девочка, окончив восемь классов, поступает в медицинское училище, где учится на фармацевта.

С места учебы ее распределяют работать в город Курган. Там она начинает "хозяйничать" в больничной аптеке.

Любовь в небесах

Впервые Капанина Светлана полетела пассажиром в спортивном самолете. Ей вскружил голову не только полет, но и пилот. Это был страстный летчик, который так вел самолет, что девушка просто визжала от восторга.

Леонид Солодовников не пытался напугать красавицу-пассажирку, он пытался привлечь ее внимание к себе. В итоге молодые люди начали встречаться, а потом и поженились.

Семейное счастье длилось недолго. Небо подарило им друг друга, но и разлучило. В 1994 году Леонид трагически погиб, не справившись с управлением самолета и разбившись.

Главное - взять себя в руки

Пилот Светлана Капанина целый год приходила в себя. Она очень сильно переживала смерть супруга, многие думали, что она уже никогда не сядет за штурвал и не выйдет из того состояния, в которое впала.

Впервые она вышла на участие в показательных полетах не со своей музыкой. Обычно для нее из динамиков на поле играло танго. Но в этот раз она попросила поставить композицию "Юнона и Авось" из рок-оперы. Капанина Светлана назвала свой полет "Аллилуйя любви" и посвятила его всем летчикам, которых уже нет в живых.

Первые победы в состязаниях на самолетах

В 1995 году проходил чемпионат мира в ЮАР по полетам. Это были первые всемирные соревнования для Светланы. Она понимала, что шансы у нее есть, но мизерные, ведь участие принимало сорок четыре пилота мужского пола, а она была сорок пятым участником - единственной женщиной.

Мужчины в своих полетах отличаются большей дерзостью, но Капанина Светлана, недавно похоронившая мужа, стала тоже довольно бесстрашной. На этих соревнованиях она выкладывалась по полной, не жалея ни себя, ни самолет.

В конце турнира объявили результаты: Светлана стала второй! В мировом авиационном спорте еще не было случаев, когда женщина занимала первые места. В этом году она стала обладательницей "золота", "серебра" и "бронзы" в отдельных состязаниях.

Следующую золотую медаль она взяла в Америке на чемпионате планеты. Хотя Капанина Светлана в тех соревнованиях не стала обладателем "Кубка Арести", от которого она находилась на расстоянии одной ступени пьедестала, но в этом году она стала первой в мире женщиной-пилотом, обошедшей мужчин.

Светлана Капанина - летчик без самолета

Когда в Кремле Светлану награждал сам Путин, девушка не упустила возможности пожаловаться ему на авиаспорт в России. Она сказала президенту, что ее победа могла бы и не случиться, ведь для мирового чемпионата у нее даже самолета не было!

Владимир Владимирович попросил подробней описать все проблемы, связанные с авиационным спортом и отсутствием у Капаниной самолета. Она сказала, что та "рухлядь", на которой они тренируются, уже давно исчерпала свой летный ресурс. Отечественным самолетам более двадцати лет, на них летать просто опасно.

Также Капанина Светлана рассказала президенту о том, что ни на ремонт ни на бензин выделяемых денег не хватает. Нужно на один самолет не менее десяти тысяч в день.

Светлана рассказала Путину, как перед мировым чемпионатом обзванивала европейские клубы в поисках самолета для соревнований. Владимир Владимирович обещал, что разберется с этими проблемами.

Семейная жизнь летчицы

Первого своего мужа Светлана похоронила. Она его очень любила, но это не было поводом ставить на себе точку. Со вторым мужем Владимиром девушку тоже свело небо. Только в этот раз Владимир по приглашению друзей пришел посмотреть на показательные выступления красивой летчицы. От друзей он слышал о ее победах, о том, что мужчины-летчики ее обожают, после каждого полета девушку носят на руках.

Любопытство Владимира закончилось влюбленностью. Он, как увидел Светлану, был настолько поражен совмещением ее красоты и таланта, что просто потерял голову. Через некоторое время они поженились.

У семейной пары есть двое детей: сын Пересвет и дочка Есения. Муж Светланы воспитывает детей в строгости, так как сам заслуженный тренер РФ по боксу и карате!

Дети тоже занимаются спортом, предпочитают сноуборд. Также дети гордятся своими родителями, они в школе всем рассказывали о том, какая у них отважная мама и сильный папа.

Везение и удача - главные составляющие в жизни пилота

Светлана Капанина, биография которой не многим известна, не один раз была на грани жизни и смерти. Во многом ее действительно сопровождала Фортуна. Расскажем про один случай.

Во время одного тренировочного полета на ее самолете сорвало винт! Лопасть пронеслась мимо нее и впилась в крыло. Аэродинамика была нарушена и началась ужасная тряска. В большинстве таких случаев тряска не дает выбраться пилоту для эвакуации, и летчики погибают. Светлане повезло - винт вырвало полностью, что дало возможность посадить самолет без работающего двигателя, просто планируя.

Но для Светланы это было не самым страшным. Она видела, как оторванный винт грохнулся буквально в нескольких метрах от ее семьи. Муж с детьми в этот день наблюдали с поля за полетом Светланы. Слава Богу, обошлось!

Светлана Капанина - летчик, интервью у которого хотят взять многие репортеры. Это обычная, не зазвездившаяся женщина, которая с удовольствием отвечает на вопросы и общается с любителями авиационного спорта.