Как погибла хоккейная команда ввс. Упавшие с неба. Семь авиакатастроф, в которых гибли спортивные команды Хоккейная команда погибшая в авиакатастрофе под свердловском

Хоккейный клуб ВВС МВО - команда, основанная в 1945 году по приказу Иосифа Сталина и выступавшая с самого начала в истории клубного хоккея в СССР.

Покровителем команды был назначен Василий Сталин, а костяк команды составили спортсмены из одного военного училища.

7 января 1950 в крайне неблагоприятных метеоусловиях под Свердловском произошла катастрофа, самолет Ли-2 с командой на борту,
летевшей на матчи регулярного сезона на Урал, разбился при походе на посадку в аэропорту Кольцово, все пассажиры и члены экипажа погибли.

Погибшие члены хоккейной команды ВВС МВО:

1. Иван Новиков - крайний нападающий

2. Зденек Зигмунд - нападающий

3. Юрий Тарасов - нападающий, брат Анатолия Тарасова

4. Гарри Мелупс - вратарь сборной СССР

5. Роберт Шульманис - защитник

6. Евгений Воронин - защитник

7. Юрий Жибуртович - нападающий

8. Николай Исаев - второй вратарь команды ВВС

9. Александр Моисеев - нападающий

10. Василий Володин - нападающий

11. Михаил Альперин - врач команды ВВС

12. Алексей Галкин - массажист команды ВВС

13. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер

В память о погибших на кладбище на братской могиле в Кольцово установлен памятник.

Спасшиеся члены хоккейной команды ВВС МВО:

· Видимо, судьбе было угодно, чтобы на вылет самолёта в Москве проспал Всеволод Бобров, по его словам, впервые не прозвонил заведенный на 4:00 утра исправный будильник. Хотя вылет был задержан на 2 часа, команда полетела без Боброва и погибла. Сам Бобров поехал на челябинском поезде и остался жив.

· Кольчугин - администратор команды, посланный найти Всеволода Боброва перед вылетом самолета.

· Виктор Шувалов, только что перешедший в ВВС из Челябинска, не полетел на Урал по этическим соображениям, и был оставлен Василием Сталиным в Москве.

· Избежал смертельного путешествия и капитан команды Александр Виноградов, который в последней игре перед вылетом был дисквалифицирован на два матча.
Однако он мог полететь на матч, но в самолете его не было (заявлено, что он получил микротравму).

· Матвей Гольдин - главный тренер - буквально за несколько дней до матча был отстранен от своих обязанностей за то, что после неудачного для ВВС матча с “Динамо” поздравил с хорошей игрой отличившегося у соперников Василия Трофимова - не зная, что за спиной находится болезненно воспринявший проигрыш генерал авиации Василий Сталин.

· Евгению Бабичу не успели оформить документы на переход из ЦДКА в ВВС МВО, поэтому он также не полетел на том злополучном рейсе.

Однако на матч команда вышла, тренером был объявлен Всеволод Бобров, стоит отметить, что главные лидеры команды попали в список спасшихся.
В том сезоне команда доиграла сезон с большим количеством молодёжи и ветеранов, но летчики не сумели зацепиться за место в тройке призеров, заняв 4 место.

Как обычно в СССР, всякое распространение информации об авиакатастрофе было запрещено - лишь спустя годы болельщики узнали о трагедии.
В очтётах о матчах ВВС МВО в центральной прессе не упоминалось, кто забивал голы, если конечно это был не Всеволод Бобров или Виктор Шувалов,
а также упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС МВО теперь играл брат погибшего Павел.

Василий Сталин сумел сделать так, чтобы отец не узнал об авиакатастрофе, и собрал новую команду, которая следующие три сезона выигрывала чемпионат СССР.

В 1953 после смерти Иосифа Сталина команду расформировали, объединив состав с ЦДСА.

Внимание! При использовании материалов сайта ссылка на сайт или гиперссылка для интернет ресурсов обязательна.

Во время захода на посадку

Причина Сложные метеоусловия Место Кольцово , Свердловск , СССР Погибшие 19 (все) Воздушное судно Модель Ли-2 Принадлежность ВВС СССР Пункт вылета Остановки в пути Казань , СССР Пункт назначения Челябинск , СССР Бортовой номер 42 красный Пассажиры 13 Экипаж 6 Погибшие 19 Выживших 0

Авиакатастрофа в Свердловске 7 января 1950 года - авиационное происшествие с самолётом Ли-2 , произошедшее 7 января 1950 года вблизи аэропорта Кольцово в окрестностях Свердловска .

Катастрофа

В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинградском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск . На борту, помимо 6 членов экипажа, находились 13 человек хоккейная команда ВВС МВО , направлявшиеся на матч с местным «Дзержинцем ». На момент катастрофы ВВС была одна из сильнейших команд страны - вице-чемпион СССР 1948/1949 по хоккею с шайбой.

Находясь в воздухе и имея данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске, командир воздушного судна Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. В сложных метеоусловиях (метель , сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу - столкнулся с землёй во время захода на посадку.

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль , имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством . Всего было выполнено три захода на посадку. Самолёт упал в районе, где позднее была построена ныне существующая новая взлётно-посадочная полоса аэропорта Кольцово.

После падения возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Как отмечают очевидцы, тела были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Все погибшие были похоронены на кладбище поселка Кольцово в братской могиле .

Спустя некоторое время в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.

Экипаж

  1. Иван Зотов - командир корабля, майор
  2. В. Тараненко - второй лётчик
  3. А. Пономарёв - штурман, капитан
  4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан
  5. М. Демченко - радист, лейтенант
  6. И. Лукьянов - механик, старший сержант

Погибшие члены хоккейной команды ВВС

  1. Борис Бочарников - защитник, играющий тренер; игрок «сборной Москвы» (1948)
  2. Василий Володин - нападающий
  3. Евгений Воронин - защитник
  4. Николай Исаев - второй вратарь команды ВВС
  5. Юрий Жибуртович - нападающий
  6. Зденек Зикмунд
  7. Харий Меллупс - вратарь; игрок «сборной Москвы» (1948)
  8. Александр Моисеев - нападающий
  9. Иван Новиков - нападающий; игрок «сборной Москвы» (1948)
  10. Юрий Тарасов - нападающий; игрок «сборной Москвы» (1948), брат Анатолия Тарасова
  11. Роберт Шульманис - защитник
  12. Михаил Альперин - врач команды ВВС
  13. Алексей Галкин - массажист команды ВВС

Спасшиеся члены ХК ВВС МВО и последствия трагедии для команды

В последующие после катастрофы дни был объявлен срочный набор в команду ВВС. Вернулись Андрей Чаплинский, Александр Стриганов , Александр Афонькин, пришли ряд новичков - вратарь Борис Тропин, защитник Евгений Рогов , форвард Анатолий Архипов . Вместе с Виноградовым (которому оперативно аннулировали дисквалификацию) и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру. В итоге, команда на матч вышла, тренером был объявлен Всеволод Бобров. При этом, главные лидеры команды попали в список спасшихся. Игра завершилась со счетом 8:3 в пользу москвичей. После игры члены команды прибыли в Свердловск на похороны погибших товарищей.

Информации об авиакатастрофе не распространялась - впервые о ней упомянул журналист Владимир Пахомов на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей» в № 4 от 26 января 1969 года.

В отчётах о матчах ВВС МВО в центральной прессе не упоминалось, кто забивал голы, если это были не Всеволод Бобров или Виктор Шувалов. Также упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС МВО теперь играл брат погибшего Павел.

В сезоне 1949/1950 команда доиграла сезон в усечённом составе. Тем не менее, до последней игры ХК ВВС МВО сохранял шансы занять призовое место. Лишь поражение в проходившем под сильный снегопад последнем матче с рижским «Динамо» со счетом 3:4 лишило их бронзовых медалей - от третьего места команду отделило всего одно очко.

В межсезонье команда стараниями Василия Сталина усилилась и в последующие три сезона была чемпионом СССР. В 1953 после смерти Иосифа Сталина команду расформировали, объединив состав с ЦДСА ..

  • Пахомов В. Вины Сталина в гибели команды ВВС нет // Советский спорт . - 19 апреля 2001. - С. 11 .
  • История хоккея с шайбой более коротка и но не менее трагична, чем, скажем, история того же мирового футбола, в анналы которой кровавой строкой навеки вписана гибель в жутких авиационных катастрофах футбольных команд «Манчестер Юнайтед», итальянского «Торино», ташкентского «Пахтакора», кошмары стадионов «Айброкс Парк», «Эйзель» и «Хиллсборо», трагедии Лимы, Буэнос-Айреса и Катманду, унесшие сотни, тысячи человеческих жизней… Но беда никого не обходит стороной. Есть, к сожалению, свои трагические страницы и в нашей хоккейной летописи.

    …5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа…

    Хоккейная команда ВВС.

    Зимой 1946 года стартовал первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Команда ВВС, чей костяк составили спортсмены одного из московских военных училищ, сразу заявила о себе в полный голос. Ее первый тренер — молодой Анатолий Тарасов, чуть позже на этом посту его сменил Коротков. К осени 1949 года команда летчиков значительно окрепла, ее состав усилился за счет игроков московского и рижского «Динамо». Теперь любая осечка ВВС воспринималась ее покровителями весьма болезненно.

    После того как Коротков вернулся в Академию имени Жуковского, хоккеистов ВВС возглавил Матвей Гольдин, известный в довоенное время игрок в русский хоккей, фанатик спорта. Однако он недолго продержался у руля команды. Гольдина освободили от тренерских обязанностей за несколько дней до вылета хоккеистов ВВС на матчи в Челябинск и Свердловск. Произошло это при следующих обстоятельствах. Летчики проиграли в принципиальном поединке с «Динамо». У победителей блистал Василий Трофимов, начинавший заниматься русским хоккеем в Болшевской трудкоммуне, где до войны работал тренером Гольдин. Когда после игры команды направлялись в раздевалку, Матвей Иосифович сказал Трофимову: «Что ж, поздравляю, Василек! Отлично сыграл». Гольдин не заметил, что позади шел безмерно расстроенный проигрышем один из покровителей команды ВВС. Услышав слова Гольдина, он пришел в ярость: «Ах, так! Ты наших врагов поздравляешь?!» В тот же день тренера сняли.

    Не поехали на Урал и два ведущих игрока ВВС — Шувалов и Виноградов. Виктор Шувалов вырос в Челябинске, в первые послевоенные годы выступал за местный «Трактор», и его переезд в Москву уральские болельщики сочли предательством. Поэтому командующий лично распорядился Шувалова на Урал не брать, дабы, как он выразился, «не дразнить гусей». Что же касается Александра Виноградова, то его дисквалифицировали на две игры за нападение на вратаря. К тому же, на тренировке перед отъездом на Урал он получил легкую травму.

    Виктор Шувалов

    Александр Виноградов

    И еще одно важное обстоятельство: команда ВВС должна была ехать на Урал поездом! Однако новый играющий тренер Борис Бочарников настоял на том, чтобы лететь самолетом. По профессии инженер, человек очень умный и образованный, Бочарников — одержимый спортсмен, честный и справедливый. Возглавив ВВС, он не желал терять ни одного тренировочного дня, а поезд на Урал в то время шел почти трое суток. В результате по настоянию тренера хоккейной команде выделили для чартерного рейса самолет Ли-2.


    5 января 1950 года самолет с хоккеистами ВВС на борту поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Свердловск (ныне Екатеринбург).

    Полет проходил нормально, но при заходе на посадку на аэродром «Кольцово» произошла трагедия.
    Как рассказывали авиаторы, метеоусловия в районе аэродрома были крайне неблагоприятными — сильная метель с резкими порывами ветра. Командир Ли-2 майор Зотов сделал два захода на посадку, но это не спасло — самолет врезался в землю, экипаж и пассажиры погибли.

    Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа.

    По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолеты направлялись на аэродром «Кольцово». Но и здесь погода была на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои» пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим бортам, его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.

    В нескольких километрах от аэродрома «Кольцово» находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома «Арамиль», имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома «Кольцово», и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный летчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.

    На месте катастрофы нашли искореженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников — завзятый преферансист.

    Вместе с Бочарниковым погибли несколько великолепных хоккеистов. Их имена сохранились не только на обелиске, установленном близ Свердловского аэродрома «Кольцово», но также в истории отечественного хоккея.
    Иван Новиков, очень быстрый, напористый и техничный крайний нападающий. Чех Зденек Зикмунд — честный, открытый парень, которого особенно любили в команде. Младший брат Анатолия Тарасова Юрий, участник войны, которого в спортивном мире нарекли Багратионом за портретное сходство со знаменитым полководцем. Два рижанина: вратарь сборной команды СССР Харий Меллупс и защитник Роберт Шульманис, который еще в буржуазной Латвии выступал за знаменитую команду «Все звезды Балтики», — элегантный игрок, обладавший сильнейшим броском.

    Юрий Жибуртович уже имел звание капитана и учился на третьем курсе военно-воздушной академии имени Жуковского. В свои 29 лет он говорил, что играет последний сезон. Жил Юрий в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома. Жибуртович опаздывал на этот злополучный рейс — такое, впрочем, с ним случалось часто, его даже звали «копушником». Чтобы успеть на самолет, хоккеист изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз, хотя и взмыленный, прибыл вовремя.

    Погибли в авиакатастрофе также второй вратарь ВВС Виктор Исаев, нападающий Александр Моисеев, врач команды Гальперин и массажист Галкин.
    Вместе с командой собирался лететь и знаменитый Всеволод Бобров, но его не оказалось в самолете. Как и почему — этот вопрос долгое время вызывал споры, пока — совершенно случайно — все окончательно не прояснилось.
    До того широкое распространение получила версия, что Бобров опоздал к самолету из-за банального застолья. Независимо друг от друга некоторые деятели литературы, артисты, военные, работники торговли и общепита клялись и божились, что Боброва спасли именно они. Мол, засиделись с Севкой в ресторане, а когда спохватились, самолет уже улетел. Рассказы были похожи один на другой, менялись только названия ресторанов.

    Очень многие, даже в спортивном мире, утверждали, что Бобров все же примчался на аэродром, но через пять минут после того как самолет ушел в небо. Анатолий Владимирович Тарасов вспоминал поведанную кем-то историю, что Бобров якобы даже бежал за катившим по бетонке самолетом. «Если бы его увидели из иллюминаторов, то, конечно, прекратили бы рулежку», — считает Тарасов.

    Андрей Васильевич Старовойтов, в прошлом игрок хоккейной команды ЦДКА, а затем один из лучших советских хоккейных арбитров, рассказывает, что Бобров все-таки явился на аэродром вовремя. Но до матчей на Урале оставалось еще несколько дней, поэтому Всеволод спросил у Бочарникова: «Зачем мы так рано летим?» Бочарников ответил: «Будем там тренироваться». Бобров лишь пожал плечами: «Кто не умеет играть, тот пусть тренируется, а я поеду поездом». И ушел. Правда, рассказывая об этом эпизоде, Старовойтов добавлял, что сам он на аэродроме не был и говорит с чужих слов.

    Гораздо более правдоподобно выглядит версия Виктора Шувалова и Александра Виноградова. Дело в том, что как раз в это время Бобров переходил из команды ЦДКА в команду ВВС — он еще не сыграл за «летчиков» ни одного матча. И поэтому, как утверждает Шувалов, Всеволод вообще не намеревался 5 января лететь на Урал, потому что не успел сдать администратору армейской команды свое хоккейное снаряжение. Ему предстояло рассчитаться со старым клубом, а вечером выехать в Свердловск на поезде. Виноградов добавляет, что Всеволод еще не оформил документы на переход в ВВС. Поскольку до матчей на Урале оставалось время, Бобров собирался уладить все административно-хозяйственные дела, связанные с переходом в новый клуб.

    И, тем не менее, даже Шувалов и Виноградов не правы: Бобров все-таки должен был лететь в разбившемся самолете.
    Но когда существует уже несколько версий, где гарантия, что еще одна — единственно верная? Такая гарантия существует: все, что произошло с ним в день 5 января 1950 года, однажды рассказал сам Всеволод Бобров. В 1953 году он решил написать книгу мемуаров, — увы, его хватило лишь на двенадцать страниц. Но свою рукопись Всеволод Михайлович начал именно с описания того, как чудом избежал авиационной катастрофы, в которой разбилась команда ВВС.

    Всеволод Бобров с Чемпионским кубком в составе команды ВВС

    Об этих двенадцати страничках, написанных Бобровым, забыли все, в том числе он сам. Но, как ни парадоксально, все они сохранились! Спустя три десятилетия появилась возможность узнать, что произошло с Всеволодом Бобровым 5 января 1950 года, из текста, написанного самим спортсменом, а это документ неоспоримый. Впрочем, сначала нелишне с помощью конкретных фактов опровергнуть расхожие версии, известные ранее. Что касается ресторанных застолий, которые якобы спасли жизнь Боброву, то здесь вопрос ясен: самолет улетел из Москвы в 6 часов утра, и никаких опозданий, связанных с дружескими обедами или ужинами, просто быть не могло. Не подтверждается и версия, что Бобров не успел оформить свой переход в команду ВВС: этот переход состоялся еще до Нового года. Всеволод уже имел право выступать за команду ВВС, а значит, ему предстояло лететь в ее составе на Урал.
    Но что же произошло на самом деле? Всеволод Михайлович в набросках мемуаров, названных «Капитан олимпийских команд», свидетельствует:

    «То, о чем я сейчас собираюсь рассказать, для меня настолько странно и необычно, а события настолько тягостны, что, когда я об этом вспоминаю, то, что произошло много лет назад, стоит перед моими глазами настолько отчетливо и живо, будто это было несколько дней назад. Перед самым Новым годом подписан приказ о моем переводе в ВВС МВО. Новый коллектив, новые товарищи, среди которых много выдающихся хоккеистов, — все это интересно, но с особенным интересом я ждал первых игр в новом коллективе. Через несколько дней после Нового года я вместе со своей командой должен вылететь на Урал, в Свердловск и Челябинск: там предстояли очередные игры на первенство СССР по хоккею.
    Вылет назначен на 6 часов утра. Как сейчас помню, придя домой, я завел будильник, поставив его на 4 часа утра. И еще, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился еще ночью, а братишка сладко спит. Проспал! А ребята, наверное, улетели. Что же теперь делать? И как бы в ответ на это кто-то отчаянно стал звонить в квартиру. Это был администратор хоккейной команды Н.А. Кольчугин.
    Михалыч, спишь?
    Проспал, Николай Александрович. Как теперь быть-то?
    — Ну что ж делать? Поедем вечером поездом. Ты уж будь дома, а я побегу за билетами! С вокзала позвоню тебе.
    «Да-а-а, — подумал я, — нехорошо получилось, и с будильником что-то стряслось».

    Борис Михайлович Бобров, много лет проработавший в Министерстве внешней торговли СССР, добавляет к этому описанию следующее: «Всеволод пришел домой примерно в десять часов вечера и около одиннадцати мы улеглись. Наши кровати стояли рядом, а в головах — тумбочка с будильником. Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Все в порядке! Почему он остановился ночью и не зазвонил — одному Богу известно!»
    Непрозвонивший будильник спас жизнь и Кольчугину. Он уже сидел в самолете, когда ему приказали передать чековые книжки, подотчетные деньги, а также другие командировочные документы Бочарникову и отправиться на поиски Боброва, причем, разыскать его любой ценой. Задерживать вылет не стали: погода неустойчивая, аэродром может закрыться.

    Вечером того же дня Бобров и Кольчугин благополучно сели в поезд и выехали в Челябинск.
    Когда поезд стоял в Куйбышеве, по вокзальному радио объявили: «Майора Боброва просят немедленно зайти в военную комендатуру». Там, в комендатуре, Всеволоду и сообщили о гибели команды ВВС в авиационной катастрофе.
    Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск. Каждый раз, когда Всеволод Бобров приезжал в Свердловск, он первым делом отправлялся на кладбище около Кольцовского аэропорта, умудряясь даже в зимнюю стужу доставать где-то живые цветы.

    О катастрофе и погибших хоккеистах ни в печати, ни по радио не сообщалось. Оно и понятно: трагедия произошла через две с половиной недели после 70-летия Сталина. Его сын Василий, командующий ВВС МВО, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов чартерные рейсы. Опасаясь реакции отца и возможного расследования причин катастрофы, которое могло выявить факт использования машины из авиаполка особого назначения, неоднократно выполнявшей правительственные задания и совершенно не предназначенной для перевозки любимой команды генерала авиации, Василий Сталин решил буквально за сутки сколотить новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трех игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя или инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего Павел, будущий чемпион мира и Европы. Сталин, никогда не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.

    Василий Сталин

    Между тем первенство СССР по хоккею с шайбой продолжалось, и матчи ВВС на Урале должны были состояться. В команду ВВС вернулись Арик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру.

    Она была незабываемой. В Челябинске знали о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей — за команду ВВС. Все понимали, что «летчики» играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Всеволод Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8:3.
    Среди московских болельщиков ходили самые невероятные слухи о том, что произошло в Свердловске. Естественно, все с колоссальным нетерпением ждали первой игры команды ВВС на стадионе «Динамо».

    И вот этот первый матч на «Динамо» состоялся. Но, как ни странно, он не только не принес болельщикам полной ясности, а, наоборот, лишь подогрел споры. Дело в том, что рядом с Бобровым, Шуваловым и Виноградовым играл теперь брат Юрия Жибуртовича — Павел Жибуртович. А кроме того, в команду временно пригласили хоккеиста Анатолия Моисеева по прозвищу Блоха. Поскольку диктор, объявляя составы команд, называл только фамилии — без имен, а половина фамилий оказались болельщикам знакомыми по привычному составу ВВС, то многие в тот день решили, что катастрофа в Свердловске всего лишь слухи.

    Но, когда объявили, что новым играющим тренером команды ВВС назначен Всеволод Бобров, все прояснилось окончательно.

    Тот сезон «летчики» доигрывали всего лишь двумя пятерками хоккеистов, и команде Всеволода Боброва не хватило всего лишь одного очка, чтобы стать бронзовым призером чемпионата. Зато потом… Преображенная, заново родившаяся команда ВВС во главе с Бобровым, капитаном и играющим тренером, показывала искрометный хоккей, тактически остроумный, уже тогда выявивший тренерский талант Боброва. Три сезона подряд — с 1951 по 1953-й — «летчики» завершали чемпионат страны на первом месте. Слава Боброва, его команды, тройки Бабич — Шувалов — Бобров гремела необычайно…

    Гибель хоккейной команды ВВС МВО

    Ли-2 идентичный разбившемуся
    Общие сведения
    Дата 7 января 1950 года
    Характер столкновение с землёй во время захода на посадку
    Причина Сложные метеоусловия
    Место Кольцово , Свердловск , СССР
    Погибшие 19 (все)
    Воздушное судно
    Модель Ли-2
    Принадлежность ВВС СССР
    Пункт вылета
    Остановки в пути Казань , СССР
    Пункт назначения Челябинск , СССР
    Бортовой номер 42 красный
    Пассажиры 13
    Экипаж 6
    Погибшие 19
    Выживших 0

    Катастрофа

    В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинградском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск . На борту, помимо 6 членов экипажа, находились 13 человек хоккейная команда ВВС МВО , направлявшиеся на матч с местным «Дзержинцем ». На момент катастрофы ВВС была одна из сильнейших команд страны - вице-чемпион СССР 1948/1949 по хоккею с шайбой.

    Находясь в воздухе и имея данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске, командир воздушного судна Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. В сложных метеоусловиях (метель , сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу - столкнулся с землёй во время захода на посадку.

    Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

    Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль , имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством . Всего было выполнено три захода на посадку. Самолёт упал в районе, где позднее была построена ныне существующая новая взлётно-посадочная полоса аэропорта Кольцово.

    После падения возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Как отмечают очевидцы, тела были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Все погибшие были похоронены на кладбище поселка Кольцово в братской могиле .

    Спустя некоторое время в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.

    Экипаж

    1. Иван Зотов - командир корабля, майор
    2. В. Тараненко - второй лётчик
    3. А. Пономарёв - штурман, капитан
    4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан
    5. М. Демченко - радист, лейтенант
    6. И. Лукьянов - механик, старший сержант

    Погибшие члены хоккейной команды ВВС

    Спасшиеся члены ХК ВВС МВО и последствия трагедии для команды