Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения. Д. В. Григорович. Антон-Горемыка Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

Дмитрий Васильевич Григорович

Далеко в глухой сторонушке

Вырастала тонка белая береза,

Что тонка береза, кудревата,

Где не греет ее солнышко, ни месяц

И не частые звезды усыпают;

Только крупными дождями уливает,

Еще буйными ветрами поддувает.

Русская народная песня

В одном богатом селении, весьма значительном по количеству земли и числу душ, в грязной, смрадной избе на скотном дворе у скотницы родилась дочь. Это обстоятельство, в сущности весьма незначительное, имело, однако, следствием то, что больная и хилая родильница, не быв в состоянии вынести мучений, а может быть, и просто от недостатка бабки (что очень часто случается в деревнях), испустила последний вздох вскоре после первого крика своей малютки.

Рождение девочки было ознаменовано бранью баб и новой скотницы, товарки умершей, деливших с свойственным им бескорыстием обношенные, дырявые пожитки ее. Ребенок, брошенный на произвол судьбы (окружающие были заняты делом более важным), без сомнения, не замедлил бы последовать за своими родителями (и, конечно, не мог бы сделать ничего лучшего), если б одно из великодушных существ, наполнявших избу, не приняло в нем участия и не сунуло ему как-то случайно попавшийся под руку рожок. Услуга пришлась очень кстати и была, можно сказать, настоящею причиною, определившею судьбу младенца, которая до того времени весьма нерешительно колыхала его между жизнью и смертью. Дележ, совершаемый по всем законам справедливости между однокашницами бывшей скотницы, не успокоил, однако, шумного их сборища; хотя тетка Фекла и уступила скотнице Домне полосатую понёву покойницы за ее изношенные коты (главную причину криков и размирья); хотя завистливая Домна перестала кричать на Голиндуху, завладевшую повязкою и чулками умершей, но наступившая тишина продолжалась недолго и была только предвестницею новой бури.

Теперь каждая из этих достойных женщин с жаром принялась защищать права свои в рассуждении того, на чью горькую долю должен достаться ребенок, как будто назло им родившийся. Но сколько ни спорили горемычные, ничего не могли решить (чувство справедливости было в них сильно), и потому положили с общего голоса предоставить все судьбе и бросить жребий - способ, как известно, решающий в деревнях всякого рода недоразумения. Жребий, в благодарность за такое доверие, не замедлил, по обыкновению, показать собою пример безукоризненного беспристрастия и справедливости: сиротка пришлась на долю скотницы, которая, не в пример другим бабам, была наделена полдюжиною собственных своих чад.

Домна (так звали новую скотницу), хотя баба норова твердого, или, лучше сказать, ничем не возмутимого, не могла, однако, вынести равнодушно определения судьбы и тут же, зная наперед, сколько бесполезно роптать на нее, внятно проголосила, что жутко будет проклятому пострелу, невесть как несправедливо навязавшемуся ей на шею.

Маленькая Акулина (таким именем окрестили малютку) сделалась на скотном дворе с первого же дня своего существования предметом всеобщего нерасположения.

Да и какая, в самом деле, нужда была бабам знать, был ли младенец виною своей докучливости? Довольно того, что он досаждал им поминутно. "Добро бы своя была, - говорили они, - добро бы родная, а то невесть по какого лешего смотришь за нею, словно от безделья". Но хуже всего приходилось терпеть сиротке от самой скотницы. Нельзя сказать, чтоб Домна была женщина злая и жестокая, но день бывал у ней неровен: иной раз словечка поперек не скажет, что бы ни случилось; в другое время словно дурь какая найдет на нее; староста ли заругается или подерется, дело ли какое не спорится в доме - осерчает вдруг и пойдет есть и колотить сиротку. Сором таким лается на нее, что хоть вон из избы беги; все припомнит, ничего не пропустит; усопшую мать не оставит даже в покое и при каждом ударе такого наговорит дочери на покойницу, чего и вовсе не бывало.

Впрочем, необходимо сказать в оправдание Домны, что в грубом обхождении и побоях, которыми угощала она свою питомицу, скрывалась иногда весьма уважительная, добрая цель. В доказательство можно привести собственные слова ее. Однажды жена управляющего застала Домну на гумне в ту самую минуту, когда она безмилосердно тузила Акулю. "За что бьешь ты, дурища, девчонку?" - спросила жена управляющего. "Да вины-то за нею нету, матушка Ольга Тимофеевна, - ответила Домна, - а так, для будущности пригодится". Если найдутся люди, которые, по свойственному им человеколюбию или сострадательности, не захотят видеть в этом доброго намерения, а припишут нападки на сиротку частию жестокости скотницы, то смею уверить их, что даже и тогда нельзя вполне обвинять ее.

Страсть к "битью, подзатыльникам, пинкам, нахлобучникам, затрещинам" и вообще всяким подобным способам полирования крови не последняя страсть в простом человеке. Уж врожденная ли она или развилась чрез круговую поруку - бог ее ведает: вернее, что чрез круговую поруку...

В одном только можно было упрекнуть Домну, именно в излишнем пристрастии, которое уже чересчур ясно обнаружила она к собственным своим детям. Можно даже сказать, что слепая эта любовь часто заглушала в ней чувство справедливости и всякого рода добрые намерения, оправдывавшие почти всегда пинки и побои, которыми наделяла она сиротку. Случалось ли ребятам напроказить: разбить горшок или выпить втихомолку сливки - разгневанная Домна накидывалась обыкновенно на Акульку, видя в ней если не виновницу, то по крайней мере главную зачинщицу; забредет ли свинья в барский палисадник, и за свинью отвечала бедняжка. Когда муж скотницы, проживавший по оброку в соседней деревне на миткалевой фабрике, возвращался домой в нетрезвом виде (что приключалось нередко), всегда почти старалась Домна натолкнуть на него сиротку, чтоб отклонить от себя и детей своих первые порывы его дурного расположения, - словом, все, что только могло случиться неприятного в домашнем быту скотного двора, - все вызывало побои на безответную Акульку. Вне этих отношений с жителями избы сиротка проводила детство свое, как и все остальные дети села, в совершенном забвении и пренебрежении. Слово "авось" играет у нас, как известно, и поныне весьма важную роль и прикладывается русским мужиком не только к собственному его житью-бытью, но даже к житью-бытью детей его. Самый нежный отец, самая заботливая мать с невыразимою беспечностью предоставляют свое детище на волю судьбы, нисколько не думая даже о физическом развитии ребенка, которое считается у них главным и в то же время единственным, ибо ни о каком другом и мысль не заходит им в голову. Не успеет еще ребенок освободиться от пелен, как уже поручают его сестре, девчонке лет четырех или пяти, которая нянчится с ним по-своему, то есть мнет и теребит его, во сколько хватает силенки, а иногда так пристукнет, что и через двадцать лет отзовется.

Скоро зима. Антон, которому уже исполнилось пятьдесят, был крепостным. Его отличало излишняя сухощавость. Он, сгорбленный и уставший, с потухшими глазами, смотрящими без интереса на бренный мир, готовит запас дров.
Возвратившись в свою маленькую избу, Антон встретил там нишею старуху Архаровну, которая незвано заявилась в гости. Вообще старуха приходит не столько для того, что бы побираться, сколько высмотреть какое добро имеется в доме. Ужин у Антона не богат - одна тюря, да хлеб, причем половину от своего скромного ужина он отдает своим детям, но никогда не жалуется на несправедливость и бедность. После ужина он усаживается и затягивает неспешную беседу с бабкой, вспоминая о брате и сыне Архаровны, которых забрали в солдаты и от них уже много лет нет известий.


Весь разговор он ведет так, как будто сам с собой говорит, обдумывая все, что пришлось пережить и вынести. Он ругает управляющего, который требует уплаты подушных, а у него нет ни полушки за душой. Переживает: угрожает ему Никита Федорыч отдать в солдаты, а тогда кто будет кормить жену и малых детей?


Не успел Антон закончить своего разговора, а за ним пришли - вызывает управляющий, который был мужик грозный, телосложения плотного и невысокого роста. В целом весь его вид напоминал хорошего бульдога. Когда управляющий видит явившегося Антона, он не слушает его оправданий, велит продавать последнюю лошадь и после расплатится со своим барином.
Жена Антона плачет и причитает - жалко ей продавать кормилицу, но делать нечего и он едет в город, на ярмарку. Но беда не приходит одна и по дороге попадает ему мельник, которому он тоже должен за помол и тот тоже требует вернуть долг.


Приехав, Антон растерялся. Множество людей снующих туда-сюда, цыгане - лошадники, мошенники разного помолу, которые всем своим видом пытаются помочь бедному крестьянину, но он оттого еще сильней путается. День подходит к концу, а Антон так и не продал свою Пегашку, поскольку боится продешевить. Новые знакомые ведут его на постоялый двор переночевать. На постоялом дворе уставший и замученный, он соглашается выпить с предлагающими «добрыми знакомыми». Утро наступает и Антон видит, что его лошадь пропала.


Проснувшегося Антона начинает донимать хозяин постоялого двора, который естественно был в сговоре с ворами и теперь требует расплатиться крестьянина за водку и ночлег. Для того, что бы рассчитаться с ним снимает Антон последний полушубок с себя.
Антон советуется со знающими людьми, которые говорят о том, что надо ему свою лошадь в ближайшей деревне искать. Однако все понимают, что если не будет выкупа, ни чего из этого не получится. Антон уходит, а советчики остаются на лавке и еще долго говорят о сучившемся. Тут приходит один из знакомых Антона, он объясняет, что все проблемы от того, что управляющий считает, будто бы жалоба барину на Никиту Федорыча, происходит именно от Антоном.
Антон отправляется в дорогу и пробираясь по непроходимой грязи едет вперед и вперед.
К управляющему Никите Федорычу приходит мельник, у них свои общие делишки. Мельник тоже жалуется на Антона, говорит, что тот долг за помол не возвращает. Договорившись обо всем с ним и выпроводив, решает Никита Федорыч чаю попить, но на него обрушивает свой гнев супруга, которая, и на то были свои основания, причем - объективные, считает, что муж от нее деньги скрывает.
Прошло трое суток, как Антон пошел искать свою украденную лошадь. Горе одолевает мужика и не замечает он ни дождя, ни голода.


Все поиски, а так оно и должно было быть, оказываются безрезультатными. Возвращается Антон к себе в деревню. Обессиленный и оголодавший, он сразу идет к управляющему, но караульный не пускает его. Бежит тогда он домой и по дороге встречает Архаровну. Вспомнив о сплетнях, которые ходят в деревне: будто бы у нее припрятаны богатства, решает Антон, что она сможет выручить, и обращается с просьбой о помощи, в полном и безысходном отчаяние.
Испугалась старая и повела его в овраг, где, как она сама говорит, припрятаны рубли. Но в овраге его хватают два мужика: это его брат и сын Архаровны - они оба сбежали со службы и теперь разбойничают.


Брат Антона, Ермолай, рассказывает, как они ограбили купца, и обещает помочь, но ему нужно в кабак сначала сходить.
Придя в кабак, все трое попадают под арест - Антона за сообщника принимают. Проходит неделя и на улице толпа - почти все деревенские. Каждый желает видеть, как разбойников в острог будут вести, и особенно - тяжелые колодки из березы, что одевают на ноги. На Антона сваливают все кражи, что были в деревне за последнее время, поскольку считают, что кроме него не кому.
Появляется Никита Федорыч, а за ним, сопровождаемые солдатами, идут арестанты. За Антоном, он шел последним, идут жена и дети, которые ревут и убиваются. Когда пришло время Антону одевать колодки на ноги, он поднял голову, а по лицу у него катились крупные слезы.
Брат Антона и сын Архаровны сначала показывают свой характер, но когда их повели, крикнули напоследок о том, что бы, ни поминали их лихом и помнили.


Телега с арестованными выезжает за околицу. Пошел снег, ветер дует все сильнее, а уезжающая повозка медленно тает в белом тумане. Один Никита Федорыч, проводив телегу взглядом, радуется тому, что все же разделался с разбойниками.


Краткое содержание повести «Антон-Горемыка» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Антон-Горемыка». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 - 22. 12. 1899 (03. 01. 1900) - выдающийся русский писатель, автор многочисленных произведений, великолепно изображающих крестьянский быт середины XIX в.
В повести «Деревня» рассказывалась простая, но полная драматизма история сироты Акулины, воспитанной в чужой семье на барском дворе и выданной по воле «доброго барина» замуж за парня из богатой семьи, не хотевшего жениться на сироте-бесприданнице. Акулина умирает, сломленная побоями мужа, непосильным трудом на барщине и жестоким обращением с нею родни мужа. Повесть заканчивается глубоко трагической сценой похорон Акулины и одинокого горя ее дочери - сиротки Дуни.

Издательство: "Директ-Медиа" (2014)

ISBN: 9785447505950

Григорович Д. В.

Дмитрий Григорович

Дмитрий Григорович в 1876 году
Дата рождения:
Место рождения:

Никольское-на-Черемшане

Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Направление:
Жанр:
Произведения на сайте Lib.ru

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 марта (31 марта) (18220331 ) - 22 декабря 1898 (3 января )) - русский писатель.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1844-1846 - квартира Ф. М. Достоевского в доходном доме К. Я. Пряничникова - Владимирская улица, 11;
  • 1870-1893 - дворовый флигель - Большая Морская улица, 38;
  • 1893 - 22.12.1899 года - Мещанская улица, 28, кв. 9.

Значение творчества

Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Григорович в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литературе. У Григоровича значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Григорович из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 1860-е гг. мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Григоровича, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе к Гоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Библиография

  • Бродский Н. Л., Ст. в «Истории русской литературы XIX в.», т. II, изд. «Мир»
  • Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926
  • Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926.
  • Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910
  • Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
  • Григорович Д. В. Избранные сочинения. Москва, 1955
  • Кузнецов С. О. . Вклад представителей рода Строгоновых и Д. В. Григоровича в реформирование Общества поощрения художников в 1860-1870-е гг. // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 178. СПб., 2006. С.300-317.

Источник

За основу статьи взято: Клевенский М. Григорович // Литературная энциклопедия: Том 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. Издание в 11 т. - [М.], 1929-1939.

Ссылки

  • Григорович, Дмитрий Васильевич в библиотеке Максима Мошкова

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    И. А. Бунин Вашему вниманию предлагается сборник произведений И. А. Бунина - Мордовское книжное издательство, (формат: 84x108/32, 164 стр.) 1977
    230 бумажная книга
    Галина Алимпиева Деревня Чемезы, где я сама родилась, находилась в Кировской области. Эти зарисовки о деревне были написаны к нашей встрече в 2011 г. Воспоминания о деревне шестидесятых-семидесятых годов - Издательские решения, (формат: 84x108/16, 8 стр.) электронная книга
    5.99 электронная книга
    Сарадин Айни Айни (настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода) (1878-1954) - таджикский писатель, общественный деятель и учёный. Родился в кишлаке Соктари Гиждуванского района Бухарскойобласти. Его отец был мастером… - Издательство Детской литературы, (формат: 84x108/32, 176 стр.) Школьная библиотека 1957
    236 бумажная книга
    Бежин Л. Как юродивый с Якиманки предсказал, так оно и вышло. В деревне Хэ, что за Полярным кругом (там томился сосланный местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр), воскресли расстрелянные… - Книжный Клуб 36.6, (формат: 84x108/32, 176 стр.) - 2010
    290 бумажная книга
    Бунин Иван Алексеевич В нашем новом проекте вы найдете как книги из "золотого фонда" классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тени своих великих современников. Эти… - Т8, (формат: 84x108/16, 8 стр.) Rugram-классика 2018
    457 бумажная книга
    Бунин Иван Алексеевич В нашем новом проекте вы найдете как книги из 171;золотого фонда 187;классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тени своих великих… - T8RUGRAM, (формат: 84x108/16, 8 стр.) Rugram-классика 2018
    312 бумажная книга
    Бунин И.А. "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих современников. Эти… - T8RUGRAM, (формат: 84x108/16, 8 стр.) - 2019
    633 бумажная книга
    Григорович Д.В. Дмитрий Васильевич Григорович - выдающийся русский писатель, автор многочисленных произведений, великолепно изображающих крестьянский быт середины XIX в. Он сталотцом русской «мужицкой»… - Public Domain, (формат: 84x108/16, 8 стр.)
    33 бумажная книга
    Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии - Книга по Требованию, (формат: 84x108/32, 176 стр.) - 2012
    1184 бумажная книга
    И.А. Бунин Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года (издательство "Parizh, Knigoizd. Russkaia Zemlia") - Нобель Пресс, (формат: 84x108/32, 176 стр.) - 1921
    1134 бумажная книга
    Бежин Леонид Евгеньевич Как юродивый с Якиманки предсказал, так оно и вышло. В деревне Хэ, что за Полярным кругом (там томился сосланный местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр), воскресли расстрелянные… - Клуб 36`6, (формат: 84x108/32, 176 стр.) 2010
    309 бумажная книга
    Дмитрий Васильевич Григорович «В одном богатом селении, весьма значительном по количеству земли и числу душ, в грязной, смрадной избе на скотном дворе у скотницы родилась дочь. Это обстоятельство, в сущности весьма… - Public Domain, (формат: 84x108/32, 176 стр.) электронная книга 1846
    электронная книга
    Леонид Бежин Как юродивый с Якиманки предсказал, так оно и вышло. В деревне Хэ, что за Полярным кругом (там томился сосланный местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр), воскресли расстрелянные… - Книжный клуб 36.6, (формат: 60x90/16, 416 стр.) Википедия

    ДЕРЕВНЯ - жен. крестьянское селенье, в котором нет церкви. Деревенька, деревушка, деревнишка умалит. | архан., вологод. поле, полоса, земля, пустошь; пашня. | зап. груда срубленных дерев. | Деревянный дом, ·противоп. каменица. У мещанина новая деревня… … Толковый словарь Даля

    - (Eyam) деревня в Великобритании, прославившаяся тем, что ее жители добровольно подвергли себя карантину, чтобы не распространять бубонную чуму 1665 1666 годов. В течение года, начиная с 7 сентября 1665 года, это маленькое живописное селение … Википедия

    деревня - Село, поселок, поселение, станица, местечко, урочище, хутор, весь. Ср. место... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. деревня село, поселок, поселение, станица, местечко,… … Словарь синонимов

    ДЕРЕВНЯ - ДЕРЕВНЯ, деревни, мн. деревни, деревень, деревням, жен. 1. Небольшое крестьянское селение. В деревне двадцать дворов. 2. собир. Жители, население деревни. «Вишь пора то сенокосная, вся деревня на лугу.» Некрасов. || Сельское население,… … Толковый словарь Ушакова

    В узком смысле малая сплоченная сельская общность. Деревня в широком смысле социально территориальная общность, характеризующаяся небольшой по сравнению с городом концентрацией населения на локализованном пространстве, занятого преимущественно… … Финансовый словарь

    деревня - ДЕРЕВНЯ, и, ДЕРЁВНЯ, и, ж. Неотесанный, грубый, некультурный человек. Деревня ты, а не доцент. Что ж ты, деревня, в носу ковыряешься, иди лучше у коровы под хвостом поковыряйся … Словарь русского арго

    ДЕРЕВНЯ Большой Энциклопедический словарь

    Деревня. Деревенщина (иноск.) необтесанный, грубый въ обхожденіи, неучъ. Ср. «Эка парень деревня (деревенщина), иконы отъ лопаты не распознаетъ!» Ср. Вообще онъ былъ еще настоящій мужикъ, не понимая еще многаго, что такъ понятно солдату, и его не … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ДЕРЕВНЯ - ДЕРЕВНЯ, и, мн. и, вень, вням, жен. 1. Крестьянское селение. На околице деревни. 2. ед. То же, что село (во 2 знач.). 3. ед. Сельское население. Материальные запросы деревни. На деревню дедушке (разг.) по заведомо неполному, неточному адресу… … Толковый словарь Ожегова

    В узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село). В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс… … Политология. Словарь.

    Микропересказ: Девушка-сирота, нелюдимая и замкнутая, выходит замуж по приказу барина, проживает недолгую и несчастную жизнь и умирает, оставив сиротой маленькую дочь.

    В одном богатом и большом селении, в грязной, смрадной избе на скотном дворе, у скотницы родилась дочь. Хилая мать умерла после родов и девочка осталась полной сиротой.

    Сельские женщины, чтобы решить, кому придётся взять ребёнка в свою семью, бросили жребий. Он выпал новой скотнице - Домне, уже имевшей полдюжины детей.

    Акулину (так назвали девочку) в доме приёмной матери не любили. Домна, обожая собственных детей, всё зло срывала на Акульке. Каждый день девочке приходилось терпеть ругательства и побои. Едва минул сироте седьмой год, приставили её смотреть за барскими гусями и утками. Поначалу Акулине было грустно проходить мимо играющих на улице детей и страшно было уходить далеко от села, но прошёл год, другой, и свыклась она со своей тяжкой долею. Ей даже стало нравиться уходить со стадом птиц подальше от дома, было весело и привольно просиживать на природе целый день, так как тут она чувствовала себя свободной.

    Одиночество и стремление к уединению сделались постепенно для неё потребностью. Она словно одичала. И возвращаясь в избу, всегда забивалась подальше в угол, боясь обратить на себя внимание.

    Когда Акулина подросла, муж Домны Карп оставил работу на ткацкой фабрике, где он жил и работал несколько лет, и переселился к жене. Карп был мужик крутой и несговорчивый, любил выпить и поскандалить. Он потребовал помощницу, и безответная, смирная Акулина приняла эту участь. Побои и моральные унижения теперь ей пришлось терпеть и от Карпа. Ей стало ещё тяжелее от такого положения, так как она должна была днями сидеть за пряжею в избе.

    Однажды летом большинство жителей деревни ушли в другую деревню на праздник, а Акулина осталась одна. Ей было cкучно сидеть дома, она вышла из деревни в поле, случайно добрела до погоста и нашла могилу, где, по слухам, была похоронена её мать. Акулина с рыданиями упала на могилу, охватив её руками.

    С этого дня действия и движения Акулины стали более обдуманными, наполненными силой воли и твёрдостью характера. Акулина стала ещё заметнее отделяться от живших с нею людей. Точно исполняя свои обязанности, она старалась не привязываться к людям и не завязывать новых отношений. Постепенно девушка перестала принимать участие во всём, происходящем вокруг.

    Спустя три года в деревню на два месяца приехал барин Иван Гаврилович с женой. Утром, незадолго до отъезда, ему на глаза попалась Акулина. Он заметил её грустный вид, решил, что ей пора бы замуж и даже хотел приказать старосте поискать в округе женихов, но забыл об этом. Вскоре он начал готовиться к отъезду в Петербург, и тут к нему пришло семейство кузнеца Силантия, желающего женить своего сына Григория на девушке из соседнего села, для чего нужна была помощь барина. Тут Иван Гаврилович вспомнил, что и в этой деревне есть незамужняя девушка. Он приказал Силантию сватать сына за Акулину. Тот был раздосадован и пробовал возразить, но барин настоял, наказав сыграть свадьбу поскорее.

    Известие о том, что её собираются выдать замуж за Григория, повергло Акулину в отчаяние, но она надеялась изменить дело. Она каждый день караулила барина возле его дома, но при его появлении ей делалось так страшно, что она не смела обратиться к нему. В день свадьбы, утром, она снова подошла к его дому, но лишь увидела, как он поехал в церковь вместе с барыней. Горе Акулины обрушилось на неё всей тяжестью, она, рыдая, упала без чувств. Позже её нашли, принесли в избу, с трудом успокоили и приготовили к свадьбе.

    Свадьба была пышная, в еде и питье не было недостатка, гости гуляли до ночи, лишь одна Акулина сидела за столом молча и неподвижно, казалось, без чувств и мыслей.

    Парень, за которого она вышла замуж, был из тех молодцов, которых в простонародье именуют «забубёнными головушками». Еще с малолетства он жил во вседозволенности, потом работал на фабрике, где дурные черты характера в нём развились ещё больше, также он пристрастился к выпивке. Словом, к тому времени, как отец вызвал его на пашню, Григорий был изрядным негодяем.

    В первый же день после свадьбы, с раннего утра, Григорий ввязался в драку с соседними мужиками. Помирившись, они отправились в кабак, где изрядно напились.

    Григорий пришёл домой, где в этот момент его тётки Василиса и Дарья ругали Акулину - им не понравилось, как она выполняет работы по дому. Разъярившись, Григорий схватил её за волосы и начал избивать. Эта сцена прервалась появлением барского ловчего, зовущего молодых супругов к барину. Иван Гаврилович поздравил молодожёнов со свадьбой, пожелал дружной жизни и подарил им деньгу.

    Акулина, придя в новый дом, попала, как говорится, из огня да в полымя. То, что произошло с нею в первый день замужества, стало повторяться часто. Семья Силантия была недовольна, что им неожиданно навязали такую невестку. Несмотря на это, Акулина родила здоровую дочку. Появление ребёнка внесло радость в жизнь Акулины, все её чувства были направлены на дочь. Она стала ещё равнодушнее к оскорблениям и побоям Григория, что его злило ещё больше.

    Заметив, что злоба родни усилилась от её равнодушия, Акулина поклялась себе не говорить с домашними никогда и ни при каких обстоятельствах. Она словно онемела.

    Прошло четыре года. Акулину тяжело было узнать. Она казалась состарившейся на десять лет. Вид её был уныл, поступь медленна, она постоянно кашляла и чахла с каждым днём.

    Домашние посылали её на самые трудные работы, Григорий пил вмёртвую, вымещал злобу на жене, и, в конце концов, Акулина серьёзно заболела. Долго она лежала между жизнью и смертью, и лишь добрая жена управляющего помогла ей не умереть. Однажды в холодный осенний день надо было идти сушить чечевицу. Акулина ещё не оправилась от болезни, но тётки послали именно её. Она взяла свою дочь Дуньку и пошла. Жена управляющего, увидев её, пришла в негодование оттого, что больную Акулину послали на работу. Рыдающая Акулина упала ей в ноги.

    Болезнь Акулины усилилась и вскоре она умерла. Перед смертью женщина попыталась сказать Григорию, чтобы он не бил её дочь. На следующий день была вьюга, но Григорий хотел поскорее спровадить покойницу. Он повёз гроб на кладбище, а маленькая Дунька с плачем побежала за ним, не обращая внимания на его приказ идти домой.

    Дмитрий Васильевич Григорович - известнейший российский писатель. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. На протяжении многих лет книги Дмитрия Васильевича Григоровича изучаются в школе по обязательной программе. Каждый любитель литературы знаком с произведениями данного автора.

    Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

    Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать - прекрасной женщиной, имеющей французские корни.

    Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.

    Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.

    Образование

    Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято.

    После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем - Федором Михайловичем Достоевским.

    У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем - Тарасом Шевченко.

    Первые шаги

    Первые произведения Дмитрия Васильевича Григоровича были очень слабыми, в сравнении с литературным творчеством того времени. Рассказы, которые печатались в литературных журналах («Собачка», «Театральная карета»), не пользовались популярностью. Несмотря на это, Дмитрий не переставал писать, все больше развивая в себе качества настоящего писателя.

    Как раз во время своих первых литературных опытов Григорович знакомится с известным крестьянским поэтом Некрасовым. В это время поэт издавал множество сборников, которые пользовались успехом. Именно в одном из таких изданий появилось произведение, которое вышло из-под пера сразу трех писателей: Некрасова, Достоевского и Григоровича. Повесть получила название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». В этом издании было напечатано и другое произведение Григоровича - «Штука полотна».

    Удачное начало

    После триумфа «Штуки полотна» Дмитрий Васильевич написал повесть «Петербургские шарманщики». Этим произведением автор обратил на себя внимание уже известного литературного деятеля - Белинского. В это время Дмитрий Григорович печатался в издательстве, для которого критик писал небольшие очерки.

    Становление писателя

    Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.

    Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.

    Разрыв с известным журналом

    В 1860 году произошел раскол в журнале «Современник»: началось противостояние между писателями, происходящими из дворян, и молодыми приверженцами радикальных установок. Григорович, будучи дворянином, поддерживал первых и ушел из издательства.

    Известный публицист того времени Чернышевский очень резко высказался в своей статье о творчестве Ивана Тургенева и Дмитрия Григоровича. Существует даже утверждение, что именно с момента написания этой статьи писатель с презрением относился к Чернышевскому, с которым у него когда-то были довольно теплые отношения.

    Дальнейшая деятельность

    С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис - людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

    Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

    Последние годы жизни

    Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

    Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика - удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

    Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

    Значение творчества писателя

    Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

    Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

    Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

    Общий вывод

    Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем - он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович - это русский Чарльз Диккенс.

    Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.